"Три с половиной месяца. Дайте мне время до конца года, и я смогу контролировать хаос в Газе". Махмуд Аббас, он же Абу Мазен, оптимист. Прежде всего, он не утратил веры в использование политики и дипломатии для борьбы с насилием. Позавчера палестинский президент пообещал нечто вроде компенсации за короткое похищение корреспондента Corriere della Sera. "Интервью в обмен на извинения", - сказал он. И вчера в своем офисе он сдержал обещание.
- Президент, мои похитители передали вам ясное послание: признайте наши заслуги в интифаде, предоставьте нам место в правительстве. И больше не будет насилия и похищений. Что вы на это ответите?
- В горячие годы интифады некоторые военизированные группировки откололись от "Фатх", чтобы посвятить себя борьбе с израильтянами. Некоторые вступили в "Бригады мучеников Аль-Аксы", другие предались анархии. Мы предложили им всем вступить в нашу полицию, некоторым предоставили работу в нашей гражданской администрации. Первоначально речь шла лишь о нескольких сотнях человек, теперь счет идет на тысячи. По правде говоря, они, в большинстве своем, лгуны, лжепатриоты, которые просто хотели бы получить выгоду. Но мы приложим все усилия, чтобы предоставить им работу. Однако невозможно дать работу всем.
- Эти похитители принадлежат к политической или, скорее, к преступной группировке?
- Нет сомнения, что к преступной. Недопустимо использовать похищение как метод оказания политического или психологического давления.
- К ним можно отнести исламских экстремистов, связанных с "Хамас" или "Джихадом". Здесь все заявляют, что у вас слабое правительство: вы можете их контролировать?
- Конечно, можем, но нам требуется время. Мы не в состоянии сделать это сразу. В годы интифады мы способствовали методичному разрушению оснащения нашей полиции. Автомобильный парк резко уменьшился. Нам не хватает оружия и боеприпасов. Мы начали восстанавливать полицию лишь пять месяцев назад.
- Сколько времени вам понадобиться, чтобы установить закон и порядок?
- До конца года. Сегодня, когда завершился вывод израильских поселений, мы можем заняться этой проблемой. Я думаю, что к парламентским выборам 25 января ситуация может оказаться под контролем.
- "Хамас" обвиняет вас в намерении отложить выборы.
- Нет, эта дата неприкосновенна.
- Почему вы не приняли участия в церемонии передачи полномочий?
- Дело в том, что все их инициативы были односторонними. Мы пока не знаем, чего нам следует ждать от перехода Рафах, на границе с Египтом. Если мы не сможем его контролировать, Газа будет оставаться большой тюрьмой под открытым небом.
- Вы думаете, что сможете возобновить реализацию мирного плана после ухода израильтян из Газы?
- Именно этого требуют Соединенные Штаты. Брать за основу "дорожную карту", как можно быстрее попытаться начать переговоры по уходу Израиля с Западного берега и обсуждать будущее Восточного Иерусалима. Препятствие в том, что правительство Шарона продолжает расширять колонии на Западном берегу. Таким образом, блокируется возможность рождения палестинского государства. Если это произойдет, даже установление мира в Газе не имеет будущего, мы вновь будем ввергнуты в круг насилия и терроризма.
- Вы не пытались открыть тайные каналы для переговоров, как это было в Осло в 1993 году?
- За последние два года мы неоднократно предпринимали такого рода попытки. Они всегда завершались провалом, Шарон не намерен вести переговоры. Хотя мы продемонстрировали умение выполнять соглашения. Месяц назад наша полиция вступила в бой с боевиками "Хамас". Наше правительство на 60% очистилось от коррупции. Но мы нуждаемся в помощи, в большой помощи, как от Израиля, так и от США, чтобы иметь возможность продвигаться вперед.
- Вы не признаете хотя бы частично заслугу Шарона в том, что он снял табу с поселений? Он стал первым израильским лидером, который их демонтировал.
- Да, это был очень смелый и важный шаг. Теперь мы знаем, что могут быть ликвидированы поселения и на Западном берегу, хотя еще совсем недавно это казалось невозможным. Но теперь надо продолжать, идти вперед.
- Почему вы не разоружаете "Хамас"?
- Этого пока не требуется, это было бы бесполезной инициативой, которая могла бы привести к гражданской войне. "Хамас" впервые объявил о намерении принять участие в парламентских выборах. Он станет партией, как и все остальные. Если это на самом деле будет так, то в скором времени "Хамас" не потребуется оружия. Он будет вовлечен в демократическую систему, и мы, наконец, придем к нормализации палестинского общества.