Сегодня, в начале пятого года эры "постмодернистского терроризма", кажется, что об "Аль-Каиде" уже сказано все. О том, что это не организация, о скорее аморфное движение. О ее предпринимательской жилке с огромной сетью активистов, разбросанных по всему миру. Сказано уже все, но полицейские ведомства и правительства, похоже, не могут продвинуться вперед на пути борьбы. Поэтому сегодня, четыре года спустя после взрывов в Нью-Йорке, специалисты перекидывают винтовку с плеча на плечо. Вместо того, чтобы задаваться вопросом, как эти сети функционируют, они пытаются обрисовать идеологическую платформу новой международной джихадистской секты.
Вопрос об идеологической мотивации был довольно быстро снят с повестки дня, потому что в этом плане движение бен Ладена скорее демонстрировало свою слабость. Ни политические цели, ни религиозные установки детей 11 сентября не были четко уяснены. Много говорилось об апокалиптическом и примитивном терроризме. О крайней жестокости, не направленной против конкретных целей. Жизнеспособность и печально известные успехи этого нового терроризма породили подозрение в том, что за этой неприглядной внешностью, возможно, скрывается страшная по своей эффективности "система".
"Нужно постараться взглянуть на все это более пристально, - говорит французский эксперт Жиль Кепель, - так как политико-идеологическая конструкция является более сложной, чем кажется на первый взгляд. И к тому же она эффективна".
Рецепт устойчивости "Аль-Каиды" можно прочесть в ее последнем заявлении, датируемом 1 сентября: в тот день Al-Jazeera распространила кассету, на которой было записано два текста: обращение человека номер два в "Аль-Каиде", Аймана аз-Завахири, и посмертное послание Мухаммада Сидика Хана, одного из исполнителей лондонских терактов 7 июля, который изъясняется на хорошем йоркширском английском.
И это очень символично. "С одной стороны, универсальный коммуникатор, служащий "конвертом". С другой - завещание солдата. Эта отмена пространственной и временной дистанции очень характерна", - комментирует Жиль Кепель.
Мобилизационный потенциал "Аль-Каиды" заключается в эффективном синкретическом союзе идеологов (Абдаллы Аззама, аз-Завахири) и медийных героев (Усамы бен Ладена и аз-Заркави). "Первые создают идеологический блок, своего рода джихадистское пространство смысла", - поясняет исследователь Стефан Лакруа. Их главный вклад состоял в идее о том, что джихад не только коллективная обязанность, это еще и индивидуальная обязанность любого мусульманина, находится он в состоянии угнетения или нет. То есть все равно, находится ли он в Ираке или в пригороде Лондона. Аззам и аз-Завахири - образованные люди, которые охотно ссылаются на религиозную традицию, чтобы выстроить свою новую доктринальную систему. "Они многое почерпнули у наиболее жесткого течения ваххабитской школы - сторонников отлучения от веры", - продолжает Стефан Лакруа.
Вторая группа отличается меньшей способностью к теоретическим изысканиям, но она обладает настоящей медийной притягательностью. "Бен Ладен - дитя видеоклипа, - говорит Жиль Кепель. - Аз-Завахири нужно слушать два часа, чтобы понять, к чему он ведет, а вот бен Ладен умеет передать свое послание за две минуты".
Сочетание этой аудивизуальной харизмы с силой идеологического конструирования, возможно, объясняет страшную силу воздействия на потенциальных "мучеников". Специалисты отмечают, что говорить следует уже не о радикализации, но о резкой трансформации исламистских активистов. Радикализация - это процесс, эволюция, имеющая свою протяженность. Но облик исполнителей последних терактов показывает, как быстро происходит перевоплощение. За несколько недель "нормальный" человек становится камикадзе. И это - главный кошмар для антитеррористических служб, которые не в силах разглядеть первые признаки такого превращения.
Не без иронии ученый Омар Саги замечает, что новый терроризм вписывается в более общую эволюцию "заппинга", в которой владение медийными технологиями может подменять собой настоящую политическую мысль. В которой используется все, даже злые ветры, дующие над Мексиканским заливом, - Аз-Зарквави и другие исламистские проповедники усмотрели в них Божью длань, карающую Америку.