Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 сентября 2008 г.

Андриус Кубилиус, Марко Михельсон и Вайра Паегле | Libération

Российский неоимпериализм парит над Европой

После совместного советско-нацистского вторжения в Польшу в октябре 1939 года Уинстон Черчилль придумал эту остроумную характеристику России, вошедшую в историю: "Головоломка, окутанная тайной и заключенная внутри загадки". То, что было верно в начале Второй мировой войны, перестало быть таковым с разгромом нацизма, когда европейский проект Сталина стал до боли понятен и страны Восточной Европы одна за другой стали свидетелями, как их независимость и демократия пали под гнетом советской тирании. Сам Черчилль одним из первых понял это, когда в 1946 году использовал метафору "железный занавес" для описания силового раздела Европы. Сегодня некоторые все еще озадачены поведением России и призывают Европу проявить терпение в отношениях с Москвой. На самом деле ничего загадочного в жестоком военном нападении России на Грузию нет, и ничто не может оправдать тот факт, что мы продолжаем делать вид, будто не понимаем истинных намерений России в Восточной Европе. Националистическая позиция Кремля представляет реальную угрозу нашим европейским ценностям.

В контексте бурной истории Европы современная европейская институциональная система является огромным достижением. После веков автократии, соперничества и войн мы объединили большую часть нашего континента во имя мира, процветания и демократии. Европейский союз - краеугольный камень этой системы, в которую входят также Совет Европы и НАТО. Эти организации одновременно являются воплощением и гарантом наших главных европейских ценностей, среди которых - приверженность правовому государству, неприятие войны как политического инструмента отношений между их членами и право на демократическое самоопределение каждой нации в Европе.

Это великое историческое достижение сейчас столкнулось с серьезной и прямой провокацией со стороны страны, стремящейся восстановить методы властных интриг, от которых мы старались избавиться. Владимиру Путину и правящей российской элите чужды все наши фундаментальные принципы. Для этой элиты открытое общество и наша полная приверженность демократии являются признаками упадка и слабости. Эта элита отвергает идею о том, что межгосударственные отношения можно урегулировать мирно, в рамках закона, а не силой и принуждением. Она отрицает принцип суверенного равенства государств и стремится заменить его неоимпериалистическим порядком, закрепляющим за Россией превосходство в рамках восстановленной сферы влияния.

Многие европейцы понимают эту ситуацию, но утешают себя мыслью, что амбиции России ограничены ее ближайшими соседями: главным образом бывшими республиками СССР - Грузией и Украиной. Однако сколько-нибудь серьезный анализ поведения России в последние годы показывает, что Кремль стремится создать сферу влияния, выходящую далеко за пределы приграничных стран и включающую те государства, которые уже являются членами ЕС и НАТО. Из примеров экономического и дипломатического запугивания других стран Грузия и Украина у нас перед глазами, но такие же методы принуждения были использованы по отношению к более обширной группе европейских стран, осмелившихся бросить вызов Москве.

Литва уже два года подвергается нефтяному эмбарго из-за того, что отказывается продать свой нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta одной российской компании. Эстония пережила умышленную кибератаку после того, как решила перенести советский воинский мемориал. Польше угрожают ядерным оружием за участие в американском проекте противоракетной обороны. Даже Великобритания столкнулась с тем, что ее инвестиции в энергетическую сферу и культурные проекты оказались под угрозой на том основании, что в стране нашло убежище новое поколение российских диссидентов, один из которых был убит на британской земле.

Конечная цель такой логики поведения - дезорганизовать и подчинить себе европейскую систему как таковую. Российские лидеры довольно умны, чтобы понимать, что им не удастся создать себе новую сферу влияния с обоюдного согласия сторон. Пока Евросоюз и НАТО будут привлекать граничащие с Россией страны обещаниями процветания, безопасности и демократии, имперская затея Кремля будет под сомнением. Поэтому он стремится расколоть Европу, создать отношения зависимости и доминирования, используя в качестве основных орудий энергопоставки, и таким образом утвердиться в собственном превосходстве.

Стратегическая цель Кремля - ни много ни мало финляндизация всего континента. Ответом Европы должна стать новая решимость достичь демократического единения нашего континента. Необходимо, чтобы Европа поняла, какие шаги нужны для обезвреживания российского энергетического оружия, и создала основы взвешенных отношений, базирующихся на торговле и дипломатии, а не на принуждении и монополистическом контроле. Она должна вновь подтвердить свою веру в право любой европейской нации на демократическое самоопределение, открыв двери ЕС и НАТО всем европейским странам, удовлетворяющим необходимым критериям и желающим к ним присоединиться. Давайте оценим опасность подвергнуться запугиванию и шантажу российского правительства, стремящегося подорвать наши самые важные европейские достижения. Чем большего успеха будет добиваться имперская логика, тем сильнее будет ее стремление к успеху. На карту поставлено гораздо больше, чем будущее Южной Осетии или даже Грузии.

Андриус Кубилиус, Марко Михельсон и Вайра Паегле - председатели комитетов по делам Европы парламентов Литвы, Эстонии и Латвии соответственно

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru