Коварное убийство в Лондоне врага Путина Александра Литвиненко больно ударило по российско-британским отношениям, но через пять лет Кэмерон приехал в Москву, желая положить конец ледниковому периоду. Бизнес заинтересован в восстановлении рабочих отношений с Россией, признает британская пресса, но вопросы законности и прав человека нельзя рассматривать как "идеологический вздор".
"Кэмерон рискнул отправиться в Москву" - так озаглавлен комментарий к визиту британского премьера в Россию в немецком SPIEGEL ONLINE. Последним британским премьером, побывавшим в Москве, был Тони Блэр летом 2006 года, пишет издание. "Тогда в отношениях между двумя странами было еще все в порядке - Тони и Владимир отлично ладили. Однако в ноябре того же года в Лондоне умирает бывший сотрудник КГБ, враг Путина Литвиненко, причем в его организме обнаруживают смертельную дозу радиоактивного полония. С этого момента в российско-британских отношениях воцаряется атмосфера взаимных укоров и дипломатических колкостей".
Британские спецслужбы подозревают в убийстве русских, Москва с возмущением эту версию опровергает и отказывает Лондону в выдаче предполагаемого исполнителя - экс-агента КГБ Андрея Лугового. В 2008 году атмосферу еще более накалил российско-грузинский конфликт, в этом году - расхождение позиций по Ливии. "На этом фоне, - продолжают авторы статьи, - российские политики и ведущие публицисты не устают повторять, что именно западные спецслужбы, в первую очередь британская MI-6, подливают масла в огонь беспорядков на российском Северном Кавказе. Великобритания, без сомнения, стала "любимым врагом" России в Европе".
Разногласия то и дело возникают и в экономических отношениях, продолжает издание, напоминая о сорванной сделке по освоению российской Арктики между британским нефтяным гигантом ВР и "Роснефтью" и последовавшим обыском в офисе BP. Британский премьер Кэмерон, похоже, хочет изменить ситуацию и, подобно Бараку Обаме, нажать на кнопку "перезагрузка", говорится в статье, вопрос заключается в том, как далеко может зайти сближение.
Кроме продолжающегося прессинга по делу Литвиненко, Москву раздражает тот факт, что в последние годы Лондон предоставляет надежное укрытие десяткам критиков режима, хотя репутация многих из них выглядит весьма сомнительно, замечают авторы статьи.
После ссоры пробил час "перезагрузить" британо-российские отношения, пишет The Independent в редакционной статье, приуроченной к визиту премьер-министра Кэмерона в Москву. "Но разговаривать с Россией мы, британцы, должны как равные, а не как просители", - рекомендует издание. Попытки читать нотации российскому руководству напрасны, уверены аналитики издания: "обидчивые националисты из Кремля плохо реагируют на поучения о морали". Причем "самый обидчивый", Путин, может вновь стать президентом. И все же не следует умалчивать о главных объектах разногласий, советует издание.
Кэмерону велели отбросить так называемые идеологические навязчивые идеи по поводу убийства Литвиненко: глава МИД РФ Лавров четко дал понять: он ожидает, что Кэмерон откажется от требований экстрадировать Андрея Лугового, пишет The Times. Все больше людей понимают, что идеологические навязчивые идеи должны уступить место прагматизму и поиску баланса интересов, написал Лавров в статье для журнала First.
"Тем временем четыре бывших министра иностранных дел Великобритании - Милибэнд, Стро, Беккетт и Рифкинд - призвали Кэмерона дать отпор российскому руководству", - пишет газета. По мнению министров, Кэмерон должен разъяснить Медведеву: если Россия действительно хочет стать полноценным членом международного сообщества, одних слов недостаточно.
"Кэмерон постарается позиционировать свой визит преимущественно как миссию по укреплению торговых связей", - сообщает издание. Так, на Даунинг-стрит надеются на более тесное сотрудничество в атомной энергетике. По данным газеты, Кэмерон намекнет, что Россия должна активнее бороться с коррупцией, но воздержится от открытой конфронтации.
"Права человека важнее, чем бизнес с Россией", - утверждает в заголовке своего материала в The Times Роджер Бойес. "Существуют веские основания стремиться к восстановлению рабочих политических отношений с Россией, и по большей части они связаны с бизнесом", - пишет он, но призывает не жертвовать политическими принципами в области прав человека и соблюдения закона в угоду коммерческой выгоде. Сергей Лавров посоветовал Великобритании отбросить идеологические предубеждения и предрассудки холодной войны, то есть отказаться от призывов к экстрадиции Андрея Лугового по подозрению в причастности к убийству в Лондоне Александра Литвиненко. "Лавров может рассматривать это как идеологический вздор, но британцы правы в том, что относятся к этому как к вопросу судебного процесса. Пора Кремлю понять разницу", - подчеркивает Бойес.
А разве можно игнорировать смерть в тюрьме в 2009 году юриста Сергея Магнитского, обвинившего в коррупции чиновников российского Министерства внутренних дел? По мнению автора статьи, Кэмерону в ходе своего визита следует поднять вопросы и о смерти Магнитского, и об экстрадиции Лугового, и об обыске московского представительства BP. Это разные вопросы, признает автор, но все они "требуют более тонкого подхода к России, чем просто провозглашение главенства деловых интересов".
Опальный российский олигарх Борис Березовский предостерег Кэмерона, что решение встретиться с Путиным - ошибка исторического масштаба, пишет The Guardian. "Чем дольше вы будете говорить с главой страны - гангстером, тем больше жертв будет в итоге, пока этих каннибалов не вычеркнут из истории", - сказал Березовский в телефонном интервью из Лондона. По мнению Березовского, это все равно что решение Запада вступить в диалог с Каддафи. "История всегда дает ответ: это ошибка исторического масштаба", - заявил магнат.
"Желание Путина встретиться с Кэмероном навело на предположения, что российский премьер надеется реанимировать свою репутацию на международной арене перед президентскими выборами в России", - говорится в статье.
Со своей стороны, российский мультимиллионер Евгений Чичваркин, бежавший в Лондон в декабре 2008 года, заявил: "Все, кто инвестирует в Россию, должны знать, что могут не получить своих денег назад". По словам правозащитницы Людмилы Алексеевой, российские бизнесмены последние три года они все чаще жалуются на нарушения их прав человека. Алексеева и другие рекомендуют Кэмерону сделать упор на деле Магнитского.
Уильям Браудер вообще призвал Кэмерона публично объявить, что россиянам, грубо нарушающим права человека, запретят въезд в Великобританию, а их активы заморозят. Коррумпированные российские чиновники задрожат, узнав, что одна из самых вожделенных для них стран потенциально закрыта для коррупционеров, пояснил Браудер.
Также по теме:
Кэмерон проведет две встречи, но только одна из них важна по-настоящему (Independent)
В ходе визита в Кремль Дэвид Кэмерон должен затронуть дело Сергея Магнитского (The Guardian)