Что должен был сделать президент Медведев, когда вышел на трибуну Ярославского политического форума? - задается вопросом обозреватель The New York Times. Аудитория ожидала услышать, кто будет править Россией с будущей весны - Медведев или Путин, полагает журналистка Эллен Барри. Тем временем горожане высыпали на улицы, скорбя по хоккеистам, погибшим в авиакатастрофе.
"Что должен был сделать Медведев? Отложить в сторону заранее подготовленную речь и заговорить о трагедии? Коснуться череды смертоносных аварий на транспорте, случившихся в этом году?" - вопрошает автор. Президент предпочел последовать сценарию и произнес 30-минутную речь о социальном многообразии. "Когда Медведев вернулся на место, подтекст казался ясным: Медведев не готов бороться за свой пост", - говорится в статье.
"Нынешний кризис лидерства в России получил начальный толчок в 2008 году", - полагает журналистка. Поскольку Конституция не позволяла Путину остаться на третий срок, был создан правящий тандем. Это завело политическую систему в тупик, считает Барри. И Медведев, и Путин "намекнули, что хотят баллотироваться в президенты в 2012 году, но, по-видимому, не смогли договориться между собой. Москву уже несколько месяцев поглощает эта патовая ситуация, не оставляющая места для дискуссий о долгосрочных проблемах России", - говорится в статье.
"В центре кризиса - странное зрелище: Медведев, чьи экстраординарные полномочия освящены Конституцией, вынужден много месяцев дожидаться разрешения Путина на выдвижение своей кандидатуры", - утверждает Барри. Тем временем Путин открыто готовится к своей политической кампании.
Одна из самых красноречивых подробностей нынешнего президентского форума в Ярославле - тот факт, что из министров там появился лишь Лавров, да и его не запечатлели в зале во время речи Медведева. Не было ни Кудрина, ни Набиуллиной, ни даже глав Минтранса и МЧС, которые вообще-то прилетали в Ярославль на совещание в связи с авиакатастрофой.
Окружение Путина и Медведева поляризуется, люди выражают лояльность своим лидерам, предположил аналитик Алексей Мухин. Вашингтонский аналитик Николай Злобин сообщил: его московские друзья так опасаются прослыть сторонниками кандидатуры Медведева, что не отвечали на его вопросы, собираются ли они на форум.
Путин выбрал Медведева себе в преемники не в последнюю очередь за преданность, замечает автор статьи. "Путин никогда еще не критиковал Медведева, но его деятельность в ходе кампании демонстрирует, что он больше не имеет полного доверия к своему протеже", - полагает Барри. И все же, судя по опыту 2007 года, Путин, возможно, лишь старается публично укрепить свое господство, прежде чем продлить существование тандема.
"Но урок этого лета отрезвляет: если Медведев и останется в президентском кресле на этих условиях, его пост будет еще слабее, чем в предшествующие четыре года", - говорится в статье. В Ярославле его лицо от усталости походило на маску, а в речи не было ни единой запоминающейся фразы.