Во вторник президент Путин подписал указ, согласно которому любая зарубежная организация, требующая у российских стратегических компаний информацию, имущество или пересмотра контракта, должна вначале получить разрешение российских властей. России не удастся воспрепятствовать европейскому антимонопольному расследованию в отношении "Газпрома", а последствия его окажутся серьезными, полагают обозреватели.
"Правительство России взяло стратегически важные предприятия страны, ведущие бизнес за рубежом, на короткий поводок", - пишет редакция Handelsblatt.
Подписанный во вторник президентом Путиным указ о том, что компаниям вроде "Газпрома" будет нужно разрешение государства на передачу информации иностранным контролирующим органам, изменение контракта или продажу зарубежной собственности, может осложнить антимонопольное расследование ЕС. До этого "Газпром" заявлял, что проверка его деловых практик Еврокомиссией ставит под удар интересы стратегического российского предприятия.
На данный момент, сообщает издание, "Газпром" выплатил более 1,5 млрд евро крупным европейским клиентам, обжаловавшим слишком высокие цены монополиста и добившимся изменения долгосрочных контрактов.
"Помимо поддержки "Газпрома" во время европейского расследования, у указа есть второй аспект: правительство усиливает контроль над концерном, который является крупным налогоплательщиком, и другими государственными предприятиями", - пишет издание.
В чем на данный момент Еврокомиссия подозревает "Газпром"? - задается вопросом профессор права Алан Райли из лондонской City Law School на страницах The Wall Street Journal. Во-первых, "подозрения, что "Газпром" препятствует свободному распространению газа, разделяя рынки барьерами" (в ЕС незаконны запреты перепродавать газ, включенные во многие контракты "Газпрома"); во-вторых, предполагаемое "предотвращение диверсификации газовых поставок"; в-третьих, "увязка цен на газ с ценами на нефть в долгосрочных контрактах "Газпрома". Между тем отказ от увязки цен на газ с ценой нефти разрушит нынешнюю бизнес-модель "Газпрома", полагает Райли.
Но и это еще не все: по мнению автора, страны Балтии, а также Центральной и Восточной Европы вправе начать совместное, параллельное расследование деятельности "Газпрома" с 1994 по 2004 год. А частные юристы, возможно, станут агитировать потребителей подавать на "Газпром" гражданские иски.
Расследование Еврокомиссии повлечет крайне серьезные последствия. "Лучший выход для "Газпрома" - урегулировать спор с антимонопольным ведомством Еврокомиссии в частном порядке", - полагает автор.
Как полагают журналисты Financial Times Кэтрин Белтон, Алекс Баркер и Джошуа Чаффин, поправки к российскому законодательству не окажут незамедлительного эффекта на расследование ЕС и его возможности получать информацию: "следователи имеют доступ ко всем европейским партнерам и конкурентам "Газпрома".
"Это битва точек зрения: в ЕС подавляющее большинство уверено, что будущее - только за контрактами, где цены устанавливаются газораспределительными хабами. Россия полагает, что надо сохранить увязку с ценами на нефть", - заметил эксперт Джонатан Стерн (Oxford Institute of Energy Studies).
Россия, пока безуспешно, добивается, чтобы в ЕС расследование передали из антимонопольной службы на более высокий уровень. "В Москве расследование рассматривают в контексте целой серии конфликтов с Брюсселем вокруг выполнения новых законов ЕС о либерализации энергетической сферы", - поясняют авторы.
С изданием нового путинского указа повышаются ставки в антимонопольном деле, ставшем одним из самых громких в Европе за последние годы, отмечает The New York Times.
"Главная угроза для России состоит в том, что если "Газпром" признают нарушителем европейского антимонопольного законодательства, ему придется открыть свои трубопроводы для конкурентов и поменять свою ценовую формулу для стран ЕС, привязанную к ценам на нефть", - отмечает автор статьи Эндрю Крамер.
"Атакованный со всех сторон "Газпром" сопротивляется" - констатирует в заголовке La Tribune. Российский газовый гигант обвиняет Еврокомиссию в оказании давления для снижения цен, пишет корреспондент Эммануэль Гриншпан. "Газпром" отметил, что действия Еврокомиссии вынуждают его пересмотреть долгосрочную стратегию и переориентировать экспорт на восток. "Данная риторика не нова. "Газпром", получающий 75% своих доходов от экспорта в западные страны, хочет избавиться от чрезмерной зависимости от Европы", - отмечает журналист. Однако если поставки сжиженного газа в Японию уже начались, то по вопросу двух проектов газопроводов в Китай в течение десятилетия так и не удалось добиться прогресса, подчеркивается в статье.
Будущая конкуренция со стороны американского сланцевого газа ослабит позиции "Газпрома", считает автор. Независимые газовые компании, "Новатэк" и "Итера", отбирают у него часть рынка. "Газпром" кричит все громче и громче, пытаясь скрыть таким образом исчерпание ресурсов", - заключает автор.
В России вышла наружу зарождающаяся борьба между "Газпромом" и действующими все решительнее независимыми производителями газа", - сообщает Изабель Горст в блоге Financial Times.
"Газпром" проинформировал так называемых "независимых", включая базирующийся в Лондоне "Новатэк" и ряд российских нефтяных монополий, что прекратит закупки их газа из-за его переизбытка на внутреннем рынке, излагает автор статьи ход борьбы нефтегазовых компаний.
"Газпром" раскритиковал решение Европейской комиссии расследовать его торговые операции в Европе и пообещал продолжать продавать газ по долгосрочным контрактам и сохранять связь цен на нефть и газ. Как и любая настоящая монополия, "Газпром" не собирается сдаваться без боя, заключает издание.