Журнал Mother Jones, входящий в The Guardian Environment Network, рассказывает о "ключевом, но малоизвестном аспекте дипломатического наследия" бывшего госсекретаря США Хиллари Клинтон, а именно о том, как "под ее руководством Государственный департамент тесно сотрудничал с энергетическими компаниями, распространяя по всему миру фрекинг". Публикация основана на "интервью, дипломатических донесениях и других документах".
Издание напоминает, что фрекинг (гидравлический разрыв пласта) - это технология добычи сланцевого газа, построенная на закачивании под землю смеси воды, химикатов и песка.
Оказавшись в 2009 году во главе Госдепа, Клинтон назначила специальным посланником по международным энергетическим вопросам юриста Дэвида Голдвина, уже имевшего к тому времени опыт лоббирования нефтегазовых проектов за рубежом, в том числе в качестве чиновника Министерства энергетики США при президенте Билле Клинтоне и на посту главы Американо-ливийской деловой ассоциации. Последняя финансируется "в первую очередь американскими нефтяными компаниями (в том числе Chevron, Exxon Mobil и Marathon)... Голдвин продвигал в Конгрессе дружественные по отношению к Ливии политические решения и даже оспаривал закон, который должен был позволить семьям жертв Локербийского теракта подавать в суд на правительство Ливии".
Клинтон не только разослала работавшим за рубежом американским дипломатам депеши с просьбой организовать сбор информации о перспективах добычи ископаемых методом фрекинга в странах, где те работали, но "в некоторых случаях лично занималась продвижением сланцевого газа".
В апреле 2010 года было объявлено о начале программы Global Shale Gas Initiative, смысл которой был в том, чтобы помогать другим странам в разработке их месторождений. "Ключевую роль" при этом играла промышленность, а с экологическими организациями "практически не консультировались", отмечает издание. В августе того же года в Вашингтоне за закрытыми дверями прошла первая конференция по сланцевому газу. "Прессу на нее не пустили, чиновники отказались раскрыть самую базовую информацию, в том числе рассказать, какие страны принимали участие" в конференции. После завершения официальной части делегаты "погрузились в автобус и поехали в Пенсильванию, где приняли участие в званом обеде за счет промышленников и осмотре ряда сланцевых месторождений".
Настоящая "фрекинговая лихорадка мирового масштаба" началась весной 2011 года, когда Управление по информации в области энергетики при Министерстве энергетики США опубликовало оценки мировых запасов сланцевого газа. Из документа следовало, что у 32 стран имеются существенные запасы этого ресурса, а суммарный объем доступных для разработки ископаемых составляет 660 биллионов кубических футов (186,9 трлн кубометров. - Прим. ред.). Этого объема при нынешних темпах потребления хватило бы более чем на 50 лет, говорится в статье.
Промышленники "развернули яростную битву за доступ к зарубежным сланцевым месторождениям и стали рекламировать газ как топливо, оптимальным образом позволяющее сократить выбросы углерода". В частности, Европе обещали экономию в 900 млрд евро. Доводы лоббистов были скептически встречены экологами, указавшими на сопутствующие добыче и транспортировке углеводородов "значительные утечки метана". Издание упоминает и о других возникавших в связи с фрекингом опасениях: высказывалось мнение, что эта технология может привести к отравлению источников питьевой воды и вызвать землетрясения.
В конце 2011 года Клинтон объявила о создании Бюро энергетических ресурсов - нового органа, призванного интегрировать энергетический компонент во все сферы внешней политики. При штате в 63 человека бюджет вновь созданного института составил несколько миллионов долларов. Кроме того, глава Госдепа пообещала теснее взаимодействовать с частными энергетическими компаниями, "некоторые из которых оказали ей и Бараку Обаме щедрую поддержку при организации политических кампаний", продолжает издание.
Госдепартамент организовал ряд конференций по фрекингу в самых разных странах, от Таиланда до Ботсваны, и "направлял американских экспертов для совместной работы с иностранными официальными лицами, разрабатывавшими программы добычи сланцевого газа". Кроме того, были организованы поездки многочисленных иностранных делегаций в США, где им устраивали обучающие мероприятия и встречи с экспертами из промышленной и, в некоторых случаях, экологической среды.
"Тем временем американские нефтяные гиганты расхватывали права аренды на газовые месторождения в разных отдаленных местах", - пишет автор статьи Марайя Блейк. В Польше открытие первого разработанного Halliburton месторождения проходило под лозунгом "Не гасите пламя надежды" (аллюзия на газовый факел над скважиной) и сопровождалось чаяниями изжить зависимость от России.
"Однако сланцевый газ оказался не тем даром богов, на который рассчитывало руководство промышленных компаний и иностранных государств", - говорится далее. Оказалось, что американское Управление по информации в области энергетики "сильно завысило" размеры сланцевых месторождений. Так, в Польше они оказались переоценены на 99%. Кроме того, технология оказалась более трудоемкой и дорогой, чем считалось ранее. "Среди дипломатов в этом регионе (в Восточной Европе. - Прим. ред.) утвердилось мнение, что это Россия защищает свои интересы, - цитирует автор бывшего посла США в Румынии Марка Гитенштейна. - Сланцевый газ ей по очевидным причинам не по душе".
К 2013 году американские нефтяные гиганты стали уходить с польских месторождений. Была организована лоббистская кампания, нацеленная на Евросоюз. В ней нашлось место и "подставным низовым организациям", и "роскошным обедам и конференциям" для сотрудников регулирующих органов, и финансировавшимся промышленниками докладам, с помощью которых заинтересованные лица пытались склонить на свою сторону законодателей. Приложил руку и Голдвин, к тому моменту оставивший пост в Госдепе и представлявший промышленников. По крайней мере часть мероприятий носила закрытый характер - с одного из них выдворили румынского журналиста Влада Урсулеана, причем позаботился об этом, по его словам, лично Голдвин.
"В некоторых случаях Госдеп принял непосредственное участие в предшествовавших заключению сделок переговорах", - утверждает Блейк. Тогдашний посол США в Румынии Гитенштейн будто бы лично уговаривал румынских чиновников передать Chevron концессии на миллионы акров.
Под руководством Джона Керри Государственный департамент США остался верен заданному Клинтон курсу. Ее преемник "считает природный газ ключевым элементом борьбы с изменением климата. При Керри Госдеп увеличил инвестиции в сланцевый газ и планирует распространить их еще на 30 стран, от Камбоджи до Папуа - Новой Гвинеи. Кроме того, после крымского кризиса администрация Обамы давит на страны Восточной Европы, чтобы те ускорили реализацию своих инициатив, связанных с фрекингом, тем самым снизив свою зависимость от России".
В апреле вице-президент Джо Байден, чей сын входит в совет директоров одной из украинских энергетических компаний, пообещал Украине экспертную поддержку в этой области. "Представьте, что было бы, если бы сегодня вы могли сказать России: Оставьте ваш газ себе. Это был бы совсем другой мир", - сказал Байден.