С началом Курбан-байрама оружие должно замолчать в Алеппо и по всей Сирии, пишут СМИ, но опасаются прогнозировать судьбу соглашения, подписанного США и РФ. Tagesspiegel надеется, что зависимость сторон конфликта от военной поддержки Москвы и Вашингтона столь велика, что им придется последовать их указаниям. Это "перемирие больше похоже на договоренность, кто, кого и когда может бомбить. Асаду вновь вполне комфортно", сетует Die Zeit.
Согласно американо-российскому соглашению, в течение семи дней в Сирии будет действовать режим "прекращения насилия" - с понедельника, с начала мусульманского праздника Курбан-байрам, пишет редакция The Times. Если соглашение продержится, США и Россия будут планировать совместные военно-воздушные операции не только против ИГИЛ, но и против "Джебхат ан-Нусры" (обе организации запрещены в РФ. - Прим. ред.).
Перемирие, восхваляемое как решение милосердных и мудрых государственных деятелей, скорее является проявлением циничной реальной политики со стороны Москвы и окончательного отчаянного отступления американской администрации, считают авторы. "Если самых серьезных военных противников Асада можно будет сокрушить с помощью США, а Москва сможет сделать вид, что она усмирила Асада, и заявить, что она установила кладбищенскую тишину в Сирии, тогда Россия победит на всех фронтах. И не только в этом кровавом регионе Ближнего Востока, но и в Европе, где многим странам не терпится снять с Кремля санкции", - говорится в статье.
"Бедствия закончатся только тогда, когда Путин прекратит использовать Сирию как геополитический полигон", - считает британское издание.
Сирийские повстанческие силы скрепя сердце одобрили новое перемирие, пишет корреспондент The Financial Times. "Вероятно, они намерены "пересидеть" это очередное перемирие, которое, по их мнению, обречено на провал", - продолжает Эрика Соломон.
"У нас масса опасений и оговорок, - сказал Ясер аль-Юсеф из бригады "Нур аль-Дин аль-Зенки". - Тем не менее, мы (...) будем работать над всем, что может умерить силу обстрелов и голод, спровоцированные Россией и режимом".
Американо-российское соглашение требует, чтобы умеренные повстанцы дистанцировались от "Ан-Нусры" и других ее "твердолобых" союзников.
"Требование нелогичное и аморальное, - сказал Абу Худур, местный лидер из части Алеппо, подконтрольной повстанцам. - Оно настроило простых людей против политики международного сообщества, а конкретно, политики США".
"Члены оппозиции полагают, что Россия и режим продолжат обстрелы подконтрольных им районов и будут утверждать, что целятся в джихадистов", - пишет Соломон.
А как оценили соглашение политики, близкие к режиму Асада?
"Это колоссальная перемена в позиции США. Америка объявляет о завершении своей войны с режимом, - сказал ливанский политик Кандиль Насир. - Она говорит своим [сирийским] союзникам: вы должны сосредоточиться на борьбе с терроризмом и принять условия примирения, выдвинутые правительством".
Соглашение России и США по режиму прекращения огня в Сирии - лишь "очередная надежда в цепочке так ни к чему не приведших переговоров заклятых врагов на ближневосточном театре военных действий", пишет Герд Аппенцеллер на страницах Tagesspiegel.
"Без российской интервенции в форме участия в войне российских ВКС сегодня сирийского диктатора Асада уже бы не было", - полагает автор. Москва встала на его защиту, так как Путин начал беспокоиться за единственную военно-морскую базу России на Средиземном море. Еще одной причиной стало то, что за прошедшие годы российский лидер стал более недоверчиво относиться ко всему, что США подразумевают под "сменой режима" на Ближнем и Среднем Востоке.
Ныне важнейший фактор, "смогут ли Россия и США заставить соответственно сирийскую армию и поддерживаемых американцами повстанцев соблюдать режим прекращения огня", продолжает автор. "Стороны не заинтересованы в прекращении конфликта и жаждут уничтожить друг друга, - считает он. - И здесь единственная надежда состоит в том, что их зависимость от военной поддержки Москвы и Вашингтона столь велика, что у них нет альтернативы, кроме как следовать их рекомендациям".
"Перемирие, о котором в Женеве договорились Россия и США, больше похоже на договоренность относительно того, кто, кого и когда может бомбить. Асаду вновь вполне комфортно", - пишет в Die Zeit Андреа Бём.
"Россия добилась дипломатической победы по очкам", - считает автор.
"Вооруженные сирийские повстанцы, не разделяющие идей джихадистов, в том числе "Свободная сирийская армия", считают, что США и западные союзники предали их, отдав на растерзание Асаду и Путину, - говорится в статье. - И их претензии обоснованы: в рамках последней попытки установить перемирие в феврале этого года оппозиционные силы - в том числе и исламисты - соблюдали условия, тогда как Россия и сирийские ВВС продолжали бомбардировки многих подконтрольных оппозиции районов, аргументируя свои действия необходимостью уничтожить базы террористов. Запад бездействовал".
"Мотивация США остается загадкой не только в том, что касается женевских соглашений, - полагает Бём. - Позиции Пентагона, Белого дома и ведомства Джона Керри по Сирии расходятся. (...) У американских генералов перехватывает дыхание при одной только мысли, что при формировании запланированного единого центра по координированию военных операций с российскими военными придется делится своими ноу-хау и информацией".
"А что же Асад? Сирийский президент снова может расслабиться, - сожалеет журналистка. - В русле нынешнего сценария в борьбе против вооруженной оппозиции даже американцы будут ему помогать".
"Бочковые бомбы и применение хлора против гражданского населения возымели желательный для Асада эффект: США пошли на сделку с Россией, чтобы хоть как-то уменьшить масштабы гуманитарной катастрофы. Это мафиозный шантаж во всей его красе: дай мне то, что я хочу, - в данном случае гарантии сохранения власти - иначе я сделаю так, чтобы все стало еще хуже", - пишет Бём.
Сработает ли новый и очень детализированный план перемирия в Сирии и лучше скоординированных операций США и России, призванный послужить прологом к миру? - пишет обозреватель The Guardian Мэри Дежевски.
"Тестом послужит то, действительно ли боевые действия ослабеют к обозначенному моменту - заходу солнца в понедельник. Тот факт, что этот план был подписан США и Россией, не является гарантией успеха", - пишет Дежевски, указывая на многочисленность участников сирийской войны.
По мнению автора, обе стороны заинтересованы в прекращении войны. Обама вступил в президентскую должность, пообещав прекратить вмешательство США в зарубежные войны, что он и хотел бы сделать в оставшиеся четыре месяца на своем посту.
Приоритетом Москвы было и остается предотвращение иракского и ливийского сценария, полагает журналистка. Падение правительства в Сирии приблизило бы хаос к российским границам и облегчило свободное перемещение джихадистов в соседние с ней страны и из них. При этом тон Москвы на международном уровне в последнее время изменился: она стала отдавать предпочтение дипломатии и применению "мягкой силы".
"И все же, несмотря ни на что, предзнаменования неутешительны", - отмечает Дежевски. Последнее перемирие, объявленное семь месяцев назад, сошло на нет.
В частности, ряд сотрудников Пентагона не одобряет миротворчество Керри и надеется на то, что к Новому году президентом станет более агрессивно настроенная Клинтон.
"Ясно, что любая внешняя инициатива по сокращению боевых действий в Сирии требует большего единства воли, чем сейчас. План Керри и Лаврова может стать стартом. Будем надеяться, что он не окажется фальстартом", - заключает Дежевски.
Также по теме:
Нечто намного большее, чем соглашение (El Pais)
Россия может снова подняться до статуса сверхдержавы после заключения сделки с США по Сирии (Independent)