Терпя поражение, американцы подсчитывают ошибки, совершенные ими в Ираке. Они признают их все, кроме одной - самой войны. Большинство из них все еще думает, что решение силой свергнуть Саддама Хусейна было правильным. Не одобряют они только то, как была провернута военная операция. Например, сейчас каждый комментатор, пишущий о хаосе на земле древнего Междуречья, не обходится без ритуального осуждения ликвидации иракской армии и полиции.
В этой чисто технической критике сквозит очевидная слепота. Американским теоретикам и стратегам следовало бы сделать над собой еще одно усилие. Уже несколько месяцев в Ираке существуют наскоро обученные новая полиция и новая армия (так называемые силы "гражданской обороны"). Несколько десятков тысяч человек носят теперь военную форму, и первое, что от них требуют делать, - это убивать своих восставших соотечественников. Естественно, многие из них отказались подчиняться приказам или просто дезертировали.
Бросив ООН вызов этой войной, а затем потребовав от Совета Безопасности узаконить ситуацию, созданную применением военной силы, США взвалили на себя ответственность за обеспечение безопасности в Ираке. Конечно, эта миссия невыполнима.
Это желание превратить оккупированных жителей в наемников в их собственной стране является карикатурой на всю американскую затею. Джордж Буш и его сторонники с самого начала говорили, что их цель - установить в завоеванной стране репрезентативную и легитимную власть. Но в политической сфере они действовали точно так же, как и в полицейской, и в военной.
Они привезли в обозе своих слуг и кое-кого набрали на месте. Требование шиитов и аятоллы Али Систани о проведении свободных выборов как о единственном источнике легитимности нового правительства было абсолютно оправданным. Его единственный недостаток заключался в том, что выборы привели бы к появлению "плохого", с американской точки зрения, правительства.
Предав ценности и принципы, на которых были основаны сами США, американские власти совершили трагический промах. Теперь они зовут на помощь, желая выбраться из этой трясины. Кажется, они даже готовы вернуть праву приоритет над собственной волей. Слишком поздно.