Золотодобытчики смотрят на Восток, где цены - низкие, а квалификация - высокая.
Золотая лихорадка охватила лондонский Сити, но буровые станки направляют не в Калгурли или Анкоридж, а на Дальний Восток России.
Финансовый центр Великобритании проявил аппетит к российскому золоту в прошлом месяце, когда на AIM (альтернативном инвестиционном рынке) свободные торги по Oriel Resources были закрыты при сумме 40,6 млн фунтов с огромным превышением лимитов по подписке.
Брокерский дом "Вильямс де Бро" работает при котировках от 20 млн до 30 млн фунтов, а WH Ireland, куда входит Highland Gold, делает все, чтобы представить на AIM три российских проекта, цена этой сделки могла бы быть 50 млн фунтов.
"В России предприятия по золотодобыче с развитой инфраструктурой все еще можно купить за копейки", - говорит эксперт WH Ireland. Питер Хамбро, который первым вложил средства в Россию несколько десятков лет назад, говорит: "Удивительно, как много времени у всех ушло, чтобы осознать, какой это прекрасный объект для инвестиций".
Мировые золотодобытчики постепенно начинают обращать внимание на этот, до сих пор запретный район. Англо-американская компания FTSE 100 планирует в этом году открыть представительство в Москве. Канадский золотодобывающий гигант Barrick Gold владеет 10% Highland Gold. В прошлом месяце Rio Tinto подписали договор о совместном предприятии на разведывание золота с PHM. Это первое осознанное продвижение Rio Tinto's на российский рынок.
В то время как самые крупные золотопромышленники мира, опасаясь политических и юридических рисков, действуют достаточно медленно, для более мелких компаний двери всегда открыты.
Для людей, подобных Питеру Хамбро, успешное вложение денег в России означало миллионные прибыли.
Лорд Дэресбери, председатель Highland Gold, является держателем акций на 5,8 млн фунтов. Родди Флеминг два года назад основал Highland Gold, чтобы зарегистрировать месторождение "Многовершинное", выкупленное у российского миллиардера, владельца футбольного клуба "Челси" Романа Абрамовича.
Ни Хамбро, ни лорд Даресбери не являются специалистами в золотодобыче, но они видят в России золотое дно. "Рабочая сила там высококвалифицированная, природные ресурсы и оборудование, оставшееся с советских времен, дешевы и многочисленны", - говорит Хамбро. Штат (1200 человек) PHM, расположенного на Амуре, состоит из местного населения.
Обширные, практически нетронутые золотые запасы России были обнаружены и зарегистрированы исследовательскими командами еще в Советском Союзе. Эти данные в свободном доступе, и их могут получить потенциальные инвесторы. Те, кто уже этим воспользовался, восхищаются точностью этих данных.
Прибавьте к этому низкие производственные затраты - связанные как с дешевизной рабочей силы, так и с легкостью бурения золотых рудников - и увеличение цен на золото, и становится понятной целесообразность поддержки подобных проектов.
GFMS, консалтинговое агентство в Лондоне, утверждает, что производство золота в России растет на 9% ежегодно, по сравнению со стагнацией на развитых рынках, таких, как Австралия или Южная Африки.
Только 15% производства за 2002 год имеет отношение к западным производителям, но зато почти все они входят в первую двадцатку.
Кевин Фо, возглавляющий Eureka Mining, сравнивает Россию с Австралией 1950-х, когда там еще можно было найти месторождения на поверхности. У России есть и дополнительное преимущество - эффективная инфраструктура.
Bema Gold Corp, включенная в список биржи Торонто и AIM, в 1998 году приобрела в России два проекта по добыче золота. Золото продается примерно по 420 долларов за унцию. Свой успех объясняет способностью обеспечить себе надежное право собственности на землю и сильными партнерскими связями в России.
В следующие выходные в Лондоне состоится Российский экономический форум, где эти вопросы будут обсуждаться.