Расхождения между словами и реальностью часто бывают огромными. Налоговая претензия на сумму 1 млрд долларов, предъявленная ТНК-BP, англо-российскому совместному предприятию, резко противоречит недавним обещаниям Владимира Путина, российского президента, о том, что он обуздает налоговые органы. По времени предъявление этой претензии совпадало с ежегодным Российским экономическим форумом в Лондоне, и это оставило неприятное впечатление, что российская бюрократия неконтролируема.
Однако рассуждения о том, дергает ли Путин сам за все веревочки или его подчиненные действуют частично по собственной инициативе, затемняют более важный факт: государственное вмешательство в сфере природных ресурсов усиливается.
Российские компании уловили, чего от них хотят. СУАЛ, российский производитель алюминия, использовал лондонский форум для обнародования информации о дискуссиях с "Русалом", более крупным соотечественником, о создании совместного алюминиевого предприятия. Это партнерство подкрепляется экономической логикой, и из планов не исключается международное сотрудничество. Однако СУАЛ четко указал на необходимость подстраиваться под интересы государства, и Брайан Гилбертсон, президент, исключил вероятность выставления акций на Лондонской фондовой бирже - и, следовательно, иностранного контроля.
СУАЛ полагает, что консолидация жизненно важна для индустрии, в которой размер имеет значение. Зарубежным компаниям, однако, отведена второстепенная роль.