Либерал-экономист Андрей Илларионов отрекся от российского президента и с тех пор клеймит его политику
О его голову еще не разбивали шахматную доску, как было с экс-чемпионом мира по шахматам, а сегодня оппозиционным политиком Гарри Каспаровым. Пока никто не арестовывал его счета, как случилось несколько дней назад с фондом "Открытая Россия". Но если Андрей Илларионов будет и дальше продолжать в том же духе, то еще немного, и его проучат какие-нибудь неизвестные или Генеральная прокуратура России возбудит против него уголовное дело.
Еще несколько месяцев назад Илларионов, 46-летний, коротко стриженный мужчина, сидел в шикарном кабинете в Кремле и имел не менее шикарный титул - советник президента Российской Федерации по экономическим вопросам. Должность, которая, согласно кремлевскому этикету, обязывает к молчанию, а Илларионов, похоже, имел проблемы с этим этикетом весь период пребывания в Кремле.
Когда Илларионов, признанный экономический либерал и руководитель Института экономического анализа, в апреле 2000 года согласился стать советником по экономике нового тогда президента Владимира Путина, он, по его собственным словам, пошел на это в надежде, что из "частично свободной России" можно сделать полностью свободную страну.
Однако чем дольше правил Путин, тем слабее становились надежды Илларионова. Когда в 2003-2004 годах Кремль и Генпрокуратура растаскивали по кускам империю ЮКОСа и после фактической экспроприации присудили ядро ЮКОСа "Юганскнефтегаз" государственной компании "Роснефть", Илларионов в конце 2004 года назвал это дело "аферой года". Но это еще не все: придя в суд, где шел процесс против создателя ЮКОСа Михаила Ходорковского, упрямый советник затем заклеймил его как фарс.
Критические интервью и эссе
В ответ Путин лишил Илларионова права представлять Россию в "большой семерке". 27 декабря 2005 года Илларионов наконец заявил о своей отставке с поста советника Кремля. Как говорил он сам, последней каплей, переполнившей чашу терпения, было то, что Кремль начал использовать поставку газа в бывшие советские республики как политическое оружие.
С тех пор курс России под началом Владимира Путина Илларионов подвергает принципиальной критике в интервью, на пресс-конференциях и в эссе на страницах ведущей ежедневной российской газеты "Коммерсант". Сегодня Россия является "чемпионом по уничтожению политических свобод", это несвободная страна уровня Непала, Таджикистана или Зимбабве; корпоративное государство, которое управляется узким кланом, принадлежность к которому определяется не опытом, профессионализмом или заслугами, а одной лишь лояльностью. Кто ее доказывает, тот получает деньги, должности и власть, а кто плывет против течения, может, как Михаил Ходорковский, оказаться в колонии, анализирует положение Илларионов.
Политическая несвобода привела к запрету в России на дебаты по горячим вопросам, "от Чечни до ЮКОСа, от террористических актов в "Норд-Осте" и Беслане до карикатур на пророка". Вместо того чтобы решать настоящие проблемы, Кремль в качестве средства удержания власти бросает все силы на войну с олигархами и гражданскими движениями, демократами и приверженцами мирных политических революций, подобных украинской.
Возвратившийся в свой институт бывший советник президента в долгосрочной перспективе не видит Россию конкурентоспособной - ни в экономическом, ни в политическом плане - и считает революцию неминуемой. Однако, таков его прогноз, падение режима может заставить себя ждать достаточно долго. Не в последнюю очередь потому, что западные правительства поддерживают власть Владимира Путина.