В тщеславном проекте по строительству тихоокеанского нефтепровода проблемы возникают одна за одной
При реализации образцово-показательного проекта по строительству тихоокеанского нефтепровода, по которому нефть из Восточной Сибири должна пойти на азиатские рынки, государственный трубопроводный монополист "Транснефть" не успевает справляться с возникающимися проблемами. После того, как "Транснефть" еще в феврале на начальном этапе строительства должна была сама справляться с внезапным скачком затрат с 4,9 до 8,2 млрд долларов, теперь существует опасность того, что запасов нефти не хватит для того, чтобы наполнить трубы.
"Поскольку запасы нефти в Восточной Сибири восполняются не так быстро, запланированное расширение трубопроводных мощностей до 80 млн тонн в год может быть отложено на 3-5 лет", - говорит Сергей Федоров, директор департамента государственной политики в области геологии и недропользования при министерстве природных ресурсов России.
Угроза для ЕС
Изначально планировалось, что первая линия нефтепровода с пропускной способностью в 30 млн нефти будет введена в эксплуатацию в 2008 году. Эта ветка, протяженностью в 2800 км, будет проходить от восточносибирского Тайшета до Сковородино, расположенного на российско-китайской границе. Далее нефтепровод будет удлинен еще на 2100 км и пройдет до побережья Тихого океана. Максимальная пропускная способность будет достигнута к 2012 году и составит, согласно плану, 80 млн тонн в год. А теперь, по словам Федорова, речь идет о 2016 годе.
"Скорее всего, будет весьма сложно заполнить нефтепровод 30 млн тоннами нефти в год", - говорит Дмитрий Лукашов, аналитик из московского "Альфа-банка". Нефтяные месторождения в Восточной Сибири требуют много затрат на свое освоение, поскольку для этого необходимо выстроить полную инфраструктуру, а сами месторождения находятся на большом расстоянии друг от друга.
В 2006 году "Транснефть" построила в общей сложности 540 км линии тихоокеанского нефтепровода, потратив на это 2,5 млрд евро. На этот год запланировано строительство еще 1250 км. По подсчетам специалистов "Транснефти", в 2007 году затраты на строительство составят 5,75 млрд евро. Из расчета на километр, этот нефтепровод станет самым дорогим в мире. Аналитики предполагают, что резкий скачок затрат на строительство тихоокеанского нефтепровода может привести к повышению цен на транзит для российских нефтяных концернов, пользующихся трубопроводной системой "Транснефти".
Тихоокеанский нефтепровод должен был подвести основу под претензии России на статус энергетической супердержавы. Глава "Транснефти" Семен Вайншток неоднократно угрожал ЕС - одному из главнейших потребителей российских энергоресурсов - перенаправить нефть, предназначенную для ЕС, в Азию. Там, а не в Европе, находятся энергетические рынки будущего.
Россия является вторым по величине производителем нефти в мире, и за прошлый год объемы добываемой нефти составили 480 млн тонн (плюс 2,2%). Политика национализации в сырьевом секторе, а также ограничительное удержание налогов привели к спаду роста в российской нефтяной промышленности. Это негативно сказывается и на российской экономике в целом, которая, согласно данным МВФ, в этом и в 2008 году будет расти медленнее, чем прежде.