Борис Березовский - враг государства
Имя Бориса Березовского в России неразрывно ассоциируется с "диким капитализмом" 1990-х годов, когда огромные состояния делались за счет приватизации государственных активов и благодаря кремлевским связям, позволявшим приобретать их по смешным ценам.
Российская прокуратура тщетно пыталась добиться экстрадиции олигарха-миллиардера из Лондона по обвинениям, связанным с его деятельностью в тот период истории. Он и его партнер обвинялись в незаконном присвоении в Самарской области подержанных автомобилей "Лада" стоимостью 60 млрд рублей (8 млн фунтов стерлингов).
Березовский утверждал, что за этими обвинениями кроются политические мотивы, недавно следствие по этому делу в России было прекращено.
Березовский подал в английский суд иск на журнал Forbes за клевету после того, как Пол Хлебников, американский журналист, выходец из семьи русских эмигрантов, сделал попытку связать олигарха с убийством известного тележурналиста Владислава Листьева. Дело было улажено, когда Forbes признал лживость утверждений.
Во многом Березовского клеймят в России за его связи с "семьей" - кликой советников бывшего президента Бориса Ельцина, сделавших личное состояние в эпоху, когда, казалось, никакие законы не действовали.
В предыдущем интервью The Guardian Березовский утверждал, что связи с Ельциным и его дочерью Татьяной Дьяченко не принесли ему "ни пенни".
Однако остатки российской демократической оппозиции хорошо помнят о политической услуге, которую Березовский оказал, завладев 36% акций основного национального телеканала в 1995 году. Канал "ОРТ" стал главным локомотивом переизбрания Ельцина на выборах 1996 года, когда электорат призван был сделать выбор между "красными" и "белыми" (по аналогии с кровавой Гражданской войной), что придало кампании характер непримиримой борьбы, устранив демократическую альтернативу Ельцину.
Российские аналитики утверждают, что тогда были заложены основы контроля Кремля над СМИ. Это один из столпов, на котором зиждется автократия Владимира Путина. Путина Березовский сначала поддерживал, но впоследствии, когда президент решил приструнить олигархов, нажившихся при старом режиме, разорвал с ним отношения.