Глава авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири предпочитает дальние расстояния. Новая малобюджетная авиакомпания начнет работать в 2010 году. Прибыль - за счет программ на борту
Глава авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири хочет создать малобюджетную авиакомпанию, которая будет осуществлять полеты на дальние расстояния. В интервью профессиональному изданию Flight International O'Лири сказал, что трансатлантические перелеты могут начаться в 2010 году. Для реализации данного проекта он собирается создать самостоятельную авиакомпанию, аффилированную с Ryanair.
Если O'Лири осуществит свой план, то это может еще сильнее подстегнуть переворот в отрасли пассажирских авиаперевозок. "Конечно, Ryanair полностью изменит конкурентную ситуацию", - говорит, к примеру, Натаниэль Пипер, глава американской авиалинии Northwest Airlines.
Шансы, предоставляемые либерализацией
Данные планы способствуют росту дальнейшей неуверенности в отрасли, в которой прежние структуры оказываются все более размытыми. "Никто точно не знает, как в последующие годы изменится рынок", - соглашается Пипер.
До сих пор такие известные авиакомпании, как British Airways, Lufthansa и Air France-KLM, в случае дальних рейсов могли рассчитывать на высокую маржу, в то же время давно испытывая сильное давление в Европе со стороны малобюджетных конкурентов.
O'Лири собирается предлагать рейсы в США по цене от 10 евро. Однако Уве Вайнрайх, аналитик банка HypoVereinsbank, полагает, что в среднем для обеспечения прибыли цены должны находиться на уровне 300 евро.
По словам главы Ryanair, новая авиакомпания собирается заказать около 50 самолетов - либо Boeing-787, либо Airbus-350. Они свяжут 23 европейских базы Ryanair с пятью-шестью городами в США.
В Германии, скорее всего, будут задействованы аэропорты Хан/Хунсрюк, Вееце (под Дюссельдорфом) и Бремен, которые в настоящее время используются Ryanair как базовые. В США O'Лири собирается летать в небольшие аэропорты, расположенные поблизости от крупных городов, например, Балтимор поблизости от Вашингтона, Айслип (Нью-Йорк) или Провиденс (Бостон).
"К середине 2009 года с наших 23 баз мы осуществим перевозки по Европе 70 миллионов пассажиров, - говорит O'Лири. - Организовать при наличии 40 или 50 бортов трансатлантические рейсы для нас гораздо легче. Претензий к нам ни у кого не будет".
Свой проект O'Лири строит на новых возможностях, которые появятся, скорее всего, в марте 2008 года вместе с либерализацией воздушного сообщения между США и Европой. Тогда европейские авиакомпании любой из стран ЕС смогут организовать неограниченное количество рейсов в США, государственная принадлежность больше не будет играть никакой роли с точки зрения предоставления полетных прав.
До сих пор было предпринято всего несколько попыток организации дальних малобюджетных рейсов. Компания Oasis Hongkong с прошлого года ежедневно летает по маршруту Гонконг - Лондон. Австралийская Virgin Blue с 2008 года собирается связать Сидней с западным побережьем США.
Критики отмечают, что реализация концепции малобюджетных пассажирских авиаперевозок на дальние расстояния - дело сложное. Одно из крупнейших преимуществ малобюджетных рейсов - высокая ежедневная эффективность использования самолетов - при трансатлантических перелетах теряет свое значение, считает глава Air France Доминик Патри. Кроме того, при перелетах на дальние расстояния авиакомпании должны отводить пассажирам больше места, поэтому нельзя рассчитывать на максимальную заполняемость.
"Денег достаточно"
На рейсах своей новой авиакомпании O'Лири собирается предложить пассажирам заметно больше комфорта, чем сейчас это делает Ryanair. Так, авиакомпания, пока не имеющая названия, помимо всего прочего собирается предлагать полеты в "премиум-классе", который сравним с бизнес-классом. Дополнительные деньги O'Лири намеревается зарабатывать эстрадной программой на борту, а также беспошлинной торговлей в самолетах.
Глава Ryanair говорит, что он хотел бы принять участие в создании авиакомпании, однако вряд ли согласится взять на себя роль главы ее правления. Найти для проекта стартовый капитал - это, по его мнению, не проблема. "Есть множество инвесторов, которые сильно заинтересованы в дешевых рейсах на дальние расстояния, - говорит O'Лири. - О деньгах мы беспокоимся меньше всего". Он оценивает стартовые издержки проекта в 200 млн евро.