Российский "Газпром" является гигантом по любым меркам. Государственная корпорация является второй по величине энергетической компанией в мире, контролируя 26,6% мировых запасов природного газа, добывая пятую часть от всего мирового газа и поставляя четверть всего газа, потребляемого Европой. "Газпром" также контролирует 10,3 млрд баррелей нефтяных запасов. Критики видят в "Газпроме" монополистического монстра, но заместитель председателя правления "Газпрома" и генеральный директор "Газпромэкспорта" Александр Медведев в интервью журналу TIME выразил видение "Газпромом" самого себя как доброжелательного гиганта.
- Часто приходится слышать: "Что хорошо для "Газпрома" - хорошо для России".
- Не только для России - для всего мира. В условиях глобального роста дефицита энергоресурсов судьба мировой энергетики сильно зависит от состояния "Газпрома", являющегося сильной, конкурентоспособной и уникальной энергетической компанией, обладающей уникальными активами. Чем лучше для "Газпрома", тем лучше для мировых потребителей.
- В феврале президент России Владимир Путин назвал "интересной" идею создания газового картеля, эквивалентного ОПЕК - картеля производителей, который бы контролировал 80% мировых запасов газа и 40% газопроводов. В прошлый понедельник производители газа встречались в Катаре. Стремится ли Россия к роли лидера в газовом картеле, сопоставимой с ролью Саудовской Аравии в ОПЕК?
- В Катаре экспортеры договорились продолжать консультации по координации своей деятельности. Растущие расходы на разведку, добычу, транспортировку, а также технологические проблемы объективно требуют таких консультаций. Только у России, Катара и Ирана имеются возможности для долгосрочных поставок газа. Другие производители могут лишь дополнять эту тройку. Любые попытки диверсифицировать поставки природного газа сводятся к фиге. Никто не вправе ограничивать права экспортеров координировать свою политику, где ведущая роль объективно принадлежит России благодаря нашим запасам и объемам производства. Меня искренне удивляет, что страны-потребители, особенно Америка, называют такую координацию орудием шантажа и вымогательства. Такая риторика безосновательна.
- "Газпром" настаивает на своей позиции как единственного владельца и оператора российской Единой системы газоснабжения (ЕСГ). "Газпром" отказывает в доступе к ЕСГ немногочисленной группе независимых газодобывающих компаний, оставшихся в стране. В то же время, "Газпром" говорит о либерализации рынка и о рыночных технологиях.
- В 1998 году доступ к ЕСГ имели шесть компаний. В 2005 году - 38. Эти компании, включая нефтяного гиганта "Лукойл" и контролируемую государством гигантскую "Роснефть", осуществили транспортировку 65 млрд кубометров газа. Это больше, чем годовой объем добычи многих стран. "Газпром" сохраняет свой контроль над ЕСГ, потому что это чрезвычайно сложный механизм. Созданная во времена Советского Союза, эта система включала в себя системы транспортировки газа нескольких стран, которые больше не входят в Советский Союз. Одной из ошибок наших так называемых "реформаторов" было садистское расчленение ЕСГ. Теперь попытки "Газпрома" вновь объединить элементы этой когда-то интегрированной системы, правда, на экономической, а не на политической основе, имеют ключевое значение, в каких бы странах ни находились элементы этой системы.
- Жесткая линия, занятая "Газпромом" в недавних "ценовых войнах" с ближайшими соседями России, снискала ему прозвище "Трубопроводное войско России". Осознает ли "Газпром", что его усилия по объединению бывшей советской системы транспортировки газа, а также приобретение им трубопроводных и распределительных систем в других странах рассматриваются как наступление этого войска на Европу?
- Усиливающаяся позиция "Газпрома" на мировой арене не может не вызывать беспокойство среди наших конкурентов, которые, помимо всего прочего, мобилизуют общественное мнение. На деле, все споры с Украиной и Белоруссией были продиктованы необходимостью перевести наши отношения на рыночную основу. Время многомиллиардных субсидий ушло. Теперь это не политика. Просто бизнес. Нет контракта - нет газа. Сейчас мы заключили контракты с минимальным пятилетним сроком действия, что только повышает безопасность и надежность поставок. Что до других стран - если там есть возможность приобретения активов, мы стараемся ею воспользоваться, как любая другая компания.
- Что, если кто-то посторонний попытается купить акции ЕСГ?
- Мы не собираемся их продавать. Это нельзя сравнивать. С какой стати мы должны терять уникальную систему из 15 тысяч километров газопровода? Ни одна другая страна не может похвастаться тем же. Однако наши стремления приобретать такие активы в других странах объясняются нашим желанием поставлять товар нашим потребителям наиболее эффективно.
- Почему "Газпром" противится идее разделения своих добывающих мощностей, транспортировки и сбыта, ведь это позволило бы улучшить эффективность работы, как это происходит в Европе?
- Одна из основ рыночной экономики - способность производителя доставить свою конечную продукцию потребителю. Природный газ - это фактически конечная продукция. Лишать производителя права доставлять свою продукцию - это то же самое, что требовать от автомобилестроителя поставлять машины без колес, сохраняя при этом за ним ответственность за безопасность автомобиля.
- В прошлом году Россия поставила инвесторов из западного консорциума "Сахалин-2", возглавляемого компанией Shell, перед выбором: либо отдать контроль над проектом "Газпрому", либо вообще уйти. Они уступили.
- В 2005 году "Газпром" подписал протокол о вступлении в проект "Сахалин-2" путем приобретения 25% плюс 1 акция. Внезапно они удвоили для нас стоимость. Кроме того, проект "Сахалин-2" был основан на соглашении о разделе продукции, по которому российское государство оставляло за собой право решать, какие расходы подлежат возмещению. Государство выразило сомнения в связи с заявленной ими суммой капиталовложений. Кроме того, консорциум не выполнил свои обязательства по соблюдению экологической безопасности. Государство не могло закрывать на это глаза. Я лично не поленился внимательно разобраться в этом вопросе, потому что я родом с Сахалина. Мы возобновили переговоры, но не раньше, чем были улажены вопросы компенсации издержек и экологического ущерба. Государство сняло экологические ограничения с проекта после того, как в дело вступил "Газпром", потому что мы представили план ликвидации ущерба и гарантии, что такого больше не произойдет.
- Иностранные инвесторы давно надеялись на то, что получат возможность приобрести 49% акций гигантского Штокмановского месторождения в Сибири. Сегодня "Газпром" остается 100-процентным разработчиком этого месторождения. В то же время, ТНК-ВР, судя по всему, может потерять свое богатое Ковыктинское газовое месторождение, уступив его "Газпрому".
- Действительно, переговоры о 49-процентном иностранном участии продолжались достаточно долго. Тем не менее, предложенные иностранными компаниями активы никак не соответствовали объемам запасов Штокмановского месторождения. Сейчас мы ведем переговоры с зарубежными компаниями об их участии в разработке этих запасов на основе новой бизнес-модели, в рамках которой "Газпром" сохраняет за собой 100% ресурсов Штокмановского месторождения. Что касается Ковыктинского месторождения, его нынешний разработчик не в состоянии обеспечить выполнение утвержденного графика работ.
- Однако "Газпром" хочет получать иностранные инвестиции на разработку новых месторождений.
- У "Газпрома" нет проблем с финансовыми ресурсами на разработку своих месторождений. Однако мы пользуемся мировой практикой привлечения миллиардов долларов для развития сложных проектов и с целью разделения рисков на этих проектах. У нас много крупных проектов по разработке и производству с участием иностранных компаний.
- 2006 год завершился газовым конфликтом с Белоруссией, в ходе которого возникла угроза для газовых поставок в Европу. Стоит ли ждать повторения подобных конфликтов в конце этого года?
- Нет. В настоящее время все проблемы с нашими транзитными странами решены.