Вопросом о том, как повлияет авиакатастрофа под Смоленском на российско-польские отношения, задается французская Le Monde. Дмитрий Медведев объявил национальный траур, а премьер-министр Владимир Путин побывал на месте крушения самолета. Однако отношения между Путиным и Качиньским не складывались, отмечает корреспондент Мари Жего. В момент аварии польский президент летел в Катынь на церемонию памяти 22 тысяч поляков, расстрелянных советской армией в 1940 году; ранее он проигнорировал мероприятия, организованные на месте расстрела Владимиром Путиным и Дональдом Туском.
Тем не менее, в последние месяцы польско-российские отношения стали налаживаться, к большому облегчению Евросоюза, раздираемого странами, выступающими за компромисс с Россией (Германия, Франция, Италия), и сторонниками более жесткой линии в отношении Москвы (Польша, Прибалтика), которую они подозревали в возрождении имперских амбиций.
"Сложно сказать, как долго продлится оттепель в российско-польских отношениях. На первый взгляд, преобладает сопереживание", - отмечает Мари Жего, допуская, что "катастрофа может усилить недоверие". "Эта катастрофа может усилить в Польше представление о том, что все, что связано с Россией, ужасно и плохо, - приводит издание слова российского политолога Федора Лукьянова. - Даже если подтвердится ошибка пилота, всегда останутся люди, которые продолжат считать, что Качиньского убило КГБ".