У очередных невзгод BP в России есть один плюс - Запад узнает много нового о том, как устроена Россия, утверждает в блоге на сайте Foreign Policy журналист Стив Левайн.
С точки зрения автора, в этой истории важны два момента. Первое - Дадли, да и Сечин тоже, совершенно неверно оценили распределение власти в России. Дадли полагал, что сделка с "Роснефтью" спасет BP, но она оказалась очередным символом некомпетентности руководства BP. "Теперь BP вряд ли заполучит вожделенные участки в Арктике, а вдобавок Дадли всерьез рассердил своих российских партнеров по ТНК-BP, на которую приходится четверть запасов BP в мире", - замечает автор. По мнению Левайна, если к четвергу Дадли не уладит свои проблемы в России, последствия для него и BP будут весьма тяжелы.
"Второй момент касается российской политической жизни. По моему личному мнению, шаг Медведева в отношении Сечина - проявление не силы, а уважения: самоуважения Медведева и откровенного уважения со стороны Путина", - пишет автор. Теперь ясно, что в России есть только две важных фигуры - Путин и Медведев, остальные, включая Сечина, - второстепенные.
Медведев счел: сделка BP с "Роснефтью" - посягательство приближенных Путина на его территорию. Путин, сознавая, что Сечин и он сам действительно нарушили рубеж разделения полномочий, не возражал против унижения своего ближайшего помощника, утверждает автор.
Путин осознает, что его собственный подход не включает в себя всего необходимого для России, и надеется, что недостающее восполнит Медведев. Как полагает журналист, "об этом свидетельствует то, что Путин склонился перед решением Медведева и пожертвовал Сечиным".
Автор статьи вспоминает и о Ходорковском: "Он сидит в тюрьме за одно-единственное нарушение - за то, что поступил вопреки Путину". С тех пор судьба Ходорковского - предостережение. Но реальна ли угроза? Может ли Путин действительно бросить в тюрьму кого угодно?
Судя по случаю Сечина, это не факт, пишет Левайн. Почему Путин не мог попросту гарантировать сделку с российской стороны? Неужели олигархи из AAR - исключение из "правила Ходорковского"?
Возможны два варианта, считает автор: 1) эти олигархи "имеют какую-то негласную власть над Путиным"; 2) если Путин бросит в тюрьму еще одного олигарха, то станет похож на Ивана Грозного. "И что тогда станется с попытками России привлечь иностранные инвестиции?" - вопрошает автор.
"Возможно, оба объяснения верны. В любом случае, бульдоги под ковром дерутся изо всех сил", - резюмирует автор.