Самый прекрасный - пока что - момент в политической жизни Хиллари Клинтон наступил жарким июньским днем 2008 года, когда она, наконец, по полному праву заняла свое место в истории - женщины, которая так мучительно близко подошла к тому, чтобы разбить этот "самый высокий и самый прочный стеклянный потолок". Об этом пишет автор книги "Госпожа президент: готова ли Америка привести Хиллари Клинтон в Белый дом?" (Madam President: Is America Ready to Send Hillary Clinton to the White House?), корреспондент The Guardian Сюзанн Голденберг.
"Тогда это было, конечно, уже слишком поздно: Клинтон произносила речь, в которой признавала свое поражение и поздравляла с победой Барака Обаму после исключительной президентской предвыборной кампании", - отмечает Голденберг.
Однако в воскресенье, спустя семь лет после этого поражения, Клинтон вернулась, чтобы попытаться разбить этот потолок во второй раз, объявив о своей президентской кампании 2016 года, пишет она.
"И на этот раз доверенные лица и наблюдатели за кампанией Клинтон согласны с тем, что кандидат, которая до этого момента со "стеклянным потолком" сопротивлялась идее сделать ставку на себя как женщину в ходе своей кампании 2008 года, на этот раз выставит гендерные проблемы на первый план президентской гонки", - говорится в статье.
"Во время президентской гонки 2016 года Клинтон поставит на первое место женщин и детей, позиционируя себя как защитника прав низкооплачиваемых групп населения - обе темы занимают центральное место в видеоролике, посвященном запуску ее предвыборной кампании", - отмечает автор. Бросив вызов хорошо известному сексизму, она уже, кажется, выступает в новом амплуа: "самой главной бабушки", пишет Голденберг.
Стратегия "надо слушать бабушек" также может помочь ей привлечь на свою сторону избирателей с более традиционалистскими взглядами и, что самое важное, защитить 67-летнюю Клинтон от оскорблений по возрастному признаку, которые, скорее всего, будут бросать в лицо женщине-кандидату, полагает журналистка.
На должности госсекретаря Клинтон продвигала инициативы, связанные с проблемами женщин и детей, иногда вызывая насмешки более традиционно настроенных членов внешнеполитической команды, отмечает автор. Она включала в повестку дня почти всех своих 112 поездок встречи с женщинами-руководителями.
Даже те, кто находится в натянутых отношениях с Клинтонами, как, например, бывший губернатор Нью-Мексико Билл Ричардсон, считают, что стратегия "бабушку - в президенты" может стать выигрышной.
"Ричардсон, член кабинета министров Билла Клинтона, конкурировал на выборах с Хиллари Клинтон в 2008 году и, в конечном итоге, поддержал Обаму", - напоминает автор. По его словам, они не помирились. Но, как Ричардсон сказал The Guardian, "она попадет в очень благоприятную струю как первая женщина-президент, и я полагаю, что женщины в массовом порядке будут продвигаться в этом направлении".
"Слишком долго команда, организовавшая предвыборную кампанию Клинтон в 2008 году, рассматривала ее пол исключительно как огромное препятствие, ожидая - как выяснилось, ошибочно - что ее самой большой проблемой будет преодоление гендерных стереотипов, будто бы она окажется слишком мягкой для Овального кабинета", - говорится в публикации.
Пока кампания продолжалась и Клинтон шла к своему поражению, она угрожала "уничтожить" Иран и опрокидывала шоты виски в барах, вспоминает автор статьи.
Ведущие вечерних юмористических программ высмеивали ее приемы, пишет Голденберг.
"Мужчины-оппоненты кричали, чтобы она погладила им рубашки, а потом в продажу поступили новые сувениры - щипцы для орехов и скребки для очистки унитазов в виде Хиллари Клинтон", - напоминает журналистка.
Организаторы кампании 2008 года заняли такую оборонительную позицию по гендерному вопросу, что им не удалось осознать, что быть женщиной - тоже, возможно, является значительным плюсом, полагает она.
"Женщины, как оказалось, не ассоциируют себя в значительной степени с достижениями Клинтон. Но, в особенности для пожилых женщин, ежедневные унижения, которые она переносила в ходе избирательной кампании - и отказ Клинтон прекратить гонку, несмотря на непреодолимое отставание от Обамы - нашли отклик с их собственным опытом на рабочем месте", - говорится в статье.
В итоге она завоевала повсеместное уважение и восхищение, отмечает автор.
"Теперь для Клинтон настало время начать с того момента, где она закончила. Семь лет спустя многие из вопросов, ранее считавшиеся маргинальными для женщин - размер минимальной зарплаты, равная оплата труда, оплачиваемый отпуск по болезни - вошли в политическую жизнь страны, и Клинтон активно демонстрирует намерения попытаться присвоить их себе", - пишет журналистка.
"На каждых президентских выборах с 1980 года женщины приходили голосовать в большем количестве, чем мужчины. Чтобы разбить "стеклянный потолок", понадобится нанести намного больше миллионов трещин, но Клинтон уже на пути к этому", - заключает Голденберг.