В Москве не считают, что американский ракетный удар по целям в Сирии приведет к эскалации. Неужели все было просто недоразумением? - задается вопросом постоянный автор Die Zeit Максим Киреев.
Имя человека, поставившего мир на несколько часов в ситуацию, близкую к военному конфликту ядерных держав, не было до недавних пор известно даже многим внешнеполитическим экспертам в Москве, говорится в статье. "Интервью посла России в Ливане Александра Засыпкина вызвало настоящую шумиху: он неприкрыто пригрозил Соединенным Штатам военным возмездием в случае, если американцы выпустят ракеты по Сирии".
"На какой-то момент все выглядело так, что обеим странам вряд ли удастся избежать конфликта. Правда, с того момента так ничего и не произошло - и на это есть причина, - считает Киреев. - Дело в том, что, в отличие от заявления Трампа о намерении запустить ракеты, в высказываниях Засыпкина нет ничего нового".
"Речь идет (...) о вырванном из контекста повторении заявлений начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова, сделанных им 13 марта", - поясняет московский эксперт по внешней политике Владимир Флоров. Герасимов четко сформулировал условия для ответного удара России: он произойдет лишь в том случае, если пострадают российские военнослужащие.
"В России давно курсируют запущенные государственными СМИ слухи о том, что США планируют ракетный удар по Сирии, - говорится в статье. - Они появились еще до предполагаемой химатаки в Думе, вызвавшей нынешнюю эскалацию".
Начальник Генштаба Герасимов уже в середине марта заявил о возможной провокации в Восточной Гуте. "По его словам, исламистские боевики планируют инсценировать применение химического оружия, чтобы у США был повод обстрелять правительственный квартал в Дамаске", - передает Die Zeit.
"Получается, все было ложной тревогой? Тот факт, что военная конфронтация между Россией и США не выглядит сегодня совершенным абсурдом, имеет под собой основания. Двусторонние отношения достигли дна", - отмечает Киреев.
"Вооруженные силы США и России сегодня ближе к военному столкновению, чем когда бы то ни было с момента окончания холодной войны", - пишет в Twitter Дмитрий Тренин, глава Московского центра Карнеги.
На днях США расширили санкции против целого ряда российских олигархов и компаний, в частности из-за "враждебной активности" российских властей на Украине и в Сирии. "Для российских финансовых рынков последние дни стали, пожалуй, самыми турбулентными с момента кризиса 2014 года - за несколько суток рубль потерял почти 10%. Новости из Сирии также негативно отразились на российских рынках. И только в четверг утром, после того, как угроза конфронтации между США и Россией оказалась при ближайшем рассмотрении не столь острой, наступила первая передышка", - пишет журналист.
При этом русские не впервые допускают военный удар внешних сил в Сирии, замечает Киреев. Так, британский журналист Гарет Браун сообщал в понедельник со ссылкой на источники в спецслужбах, что российские военные консультанты были вывезены с сирийской военной базы "Т-4" незадолго до того, как израильские ВВС нанесли по ней авиаудар. "Год назад Россия ничего не стала предпринимать в ответ на обстрел сирийской базы Шайрат американскими ракетами Tomahawk", - указывает автор.
"Вот почему повторение 2017 года считается наиболее вероятным вариантом в Москве. Тогда американские ракеты сделали большой крюк, чтобы не задеть российских военных", - говорится в статье.
"Прямой удар по флоту США, на мой взгляд, исключен. Сумасшедших в Кремле нет", - считает эксперт Фролов. Для Москвы сейчас важно при всей сегодняшней риторике сохранить лицо, чтобы не показалось, что она опять все проглотила. "Эта задача по плечу российской пропаганде", - сказал эксперт.