"Анализируя деятельность 64 самых крупных российских компаний, больше не контролируемых государством, мы обнаружили, что 85% их капиталов находятся в руках всего лишь восьми групп акционеров". Такие данные приводятся в последнем докладе Питера Буна и Дениса Родионова, аналитиков из Brunswick UBS Warburg. По словам аналитиков, эти группы - "Менатеп", "Интеррос", Millhouse/Russian Aluminum, "Система", "Лукойл", "Альфа", "Сургутнефтегаз" и "Автоваз" - "приобретали свои акции при довольно сомнительных обстоятельствах, нарушая российские законы и идя вразрез с программами приватизаций. Представители политической и финансовой элиты очень часто выступали с критикой их деятельности ".
Результат: сегодня 10 самых крупных частных российских компаний делят с государством власть в финансовой области", их доходы равны годовому федеральному бюджету. С 62 миллиардами долларов, объявленными на 2000 год, эти предприятия одержали сокрушительную победу над крупными компаниями (47 миллиардов долларов), все еще контролируемыми государством.
Но такой метод работы, заключавшийся в извлечении выгоды из отсутствия контроля и пособничества государственных чиновников для создания финансовых и промышленных империй, вскоре исчезнет: "большая восьмерка" приняла решение об изменениях методов руководства своими предприятиями, с "введением прозрачных счетов, созданием стратегий на среднесрочную перспективу и улучшением их производительности". По словам Питера Буна и Дениса Родионова, "эти мощные группы перешли от анархии и отсутствия прозрачности к защите главенства закона и прав собственности. Решения об этих изменениях были приняты потому, что эти группы хотят официально пользоваться имеющимися в их распоряжении средствами и иметь возможность реструктурировать свои предприятия".
В докладе говорится, что эта активность объясняется еще и стремлением этих групп интегрировать свои предприятия в глобальную экономику. Десять самых крупных предприятий, "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Юкос", "Сибнефть", "МТС", "Северсталь", Норильск Никель", "Объединенные машиностроительные заводы", "Русский Алюминий" и ТНК, хотели бы, чтобы их акции котировались на мировых биржах, а акции некоторых этих компаний уже участвуют в торгах. Семь компаний планируют продать значительную часть своих акций зарубежным компаниям, и, по меньшей мере, пять российских гигантов поставили перед собой задачу стать субъектами мировых рынков в своих областях.
В связи с этим, для перечисленных групп имеет большое значение "установление в России благоприятного инвестиционного климата. По большей части благодаря финансовой и экономической власти этих компаний, Россия сегодня способна провести крупномасштабные реформы, которые было бы невозможно осуществить еще пять лет назад".
Авторы доклада, тем не менее, подчеркивают, что эти "новые обстоятельства сопряжены с риском: значительная часть политической и экономической власти сконцентрирована в руках небольшой группы людей, это может привести к возникновению множества проблем". Но по мнению Питера Буна и Дениса Родионова, менеджмент крупных государственных компаний, которые еще предстоит приватизировать, "Газпром", РАО "ЕЭС", "Связьинвест" и "Сбербанк", все еще настолько активно используют в своей деятельности сомнительные приемы, что "их быструю приватизацию, даже если под этим подразумевается рост концентрации акций в руках этой новой элиты, следует считать хорошим решением, так как оно будет способствовать значительному улучшению производительности этих предприятий".
Но не все специалисты разделяют этот оптимизм. Евгений Гавриленков, руководитель экономического центра "Тройка Диалог", например, полагает, что эта система концентрации и тесные связи между властями и экономикой может привести к тому, что власти "смогут обойтись без эффективной банковской системы, поскольку циркуляция богатств может реализоваться через соглашения между этим крупными агломератами". Он предостерегает: если Россия "будет следовать этой азиатской модели, после периода роста она окажется перед неизбежным кризисом".
Ни для кого не секрет, что Владимир Путин пришел к власти лишь благодаря достижению соглашения с этой новой элитой: "Государство не будет заниматься расследованием сомнительных условий, в которых олигархи создавали свои империи". Это соглашение соблюдается настолько четко, говорится в докладе UBS, что соблюдение законов стало интересным для этих новых бизнесменов, ставших самыми богатыми людьми в стране. Например, состояние Михаила Ходорковского, директора "Юкоса", составляет 3,7 миллиарда долларов; состояние Романа Абрамовича, владельца "Сибнефти" составляет три миллиарда, а состояние Михаила Фридмана из "Альфа-Групп оценивается в 2,2 миллиарда долларов.