Станет ли минувший вторник днем окончания худны (перемирия), объявленного 29 июня палестинскими организациями. Большинство израильских специалистов по борьбе с террором в этом не уверены. По их мнению, самоубийственный теракт, совершенный в торговом центре израильского города Рош-Айн (двое убитых, считая самого камикадзе, и десять раненых), и последовавший за ним другой теракт - перед въездом на территорию поселения Ариэль (двое погибших, включая террориста, и двое раненых) - являются не более чем признаками нарастающего разочарования палестинцев. Это нервный срыв, вызванный продолжением строительства "разделительной стены" вдоль границ Западного берега реки Иордан (возле Рош-Айн ее сооружение запланировано, но еще не началось), сохранением израильского военного присутствия на палестинских территориях (было убрано лишь несколько блокпостов), а также продолжением колонизации вопреки заверениям, сделанным Ариэлем Шароном на саммите в Акабе 4 июня - в день утверждения "Дорожной карты".
Вот лишь один из многих примеров: за несколько часов до теракта в Рош-Айн израильское правительство утвердило очередной "план оказания помощи строительному сектору", серьезно пострадавшему от экономического кризиса. Этот план гарантирует оказание помощи в размере от 20 до 40 тысяч евро покупателям новых квартир в 32 "бедных" населенных пунктах еврейского государства. Восемь из них являются поселениями на Западном берегу реки Иордан. Помощь получат и все "новые кварталы" Иерусалима, построенные на землях, которые были аннексированы после июньской "шестидневной" войны 1967 года.
Как бы то ни было, узнав о двойном теракте, Ариэль Шарон отменил все свои встречи (он должен был, в частности, встретиться с американским сенатором Джесси Джексоном). Не отменил он лишь беседу со специальным посланником американского президента Ричардом Бернсом, которому он хотел показать новые контуры будущей "разделительной стены": теперь она захватывает меньшую часть палестинской территории, чем предполагалось изначально. Заодно он отложил на неопределенный срок освобождение 69 палестинских заключенных (нелегальных мигрантов - рабочих, не вязанных с "террористическими" организациями), которое должно было состояться во вторник во второй половине дня. Наконец, премьер-министр созвал своих советников по разведке и борьбе с терроризмом, заявив перед этим, что Израиль "не пойдет вперед в выполнении "Дорожной карты" до тех пор, пока Палестинская администрация не ликвидирует террористическую инфраструктуру и не начнет последовательную борьбу против террора".
Однако, скорее всего, ЦАХАЛ не возобновит крупномасштабные операции на территориях. "Чтобы оставить шанс Махмуду Аббасу и его министру внутренней безопасности Мухаммеду Дахлану", - заявляют в окружении Шарона. Между тем генштаб получил разрешение продолжать "антитеррористические зачистки" вроде той, которую армия провела в минувший четверг в Наблусе и во время которой пятеро палестинцев - в том числе два местных руководителя "Хамас" - были убиты. "Мы будем переходить к действиям каждый раз, когда жизнь израильских граждан будет под угрозой и когда мы будем располагать соответствующей информацией", - заявил президент еврейского государства Моше Кацав.
Со своей стороны, палестинский премьер-министр Махмуд Аббас, совершающий официальное турне по эмиратам Залива, осудил двойной теракт, как только помощники информировали его о случившемся. Он тут же вернулся в Рамаллах, чтобы проконсультироваться с Мухаммедом Дахланом и, как говорят, конфиденциально переговорить с Ариэлем Шароном, с которым он должен был встретиться в конце этой недели.
Движение "Хамас" признало свою причастность к теракту в Ариэле и заявило, что "ответственность за прекращение перемирия несет сионистский враг". Если верить его интернет-сайту, взрыв бомбы был ответом на израильский рейд в Наблусе. Что касается теракта в торговом центре близ Тель-Авива, то ответственность за него взяло на себя местное отделение "Бригад мучеников Аль-Аксы" (экстремистской фракции арафатовского движения "Фатх"). Под общим именем "Бригад" автономно действуют многие ячейки. Это небольшие структуры, возглавляемые местными полевыми командирами. Маловероятно, что Аббасу или Дахлану удастся навязать им свою волю до тех пор, пока подразделения ЦАХАЛ не уйдут с Западного берега реки Иордан.