На заснеженном гребне горы Гутэ (3800 м над уровнем моря) поставлены плакаты с надписью: "Ставить палатки запрещается". Но и сегодня вечером десятка три туристов собрались заночевать здесь, чтобы завтра попытаться взойти на Монблан (4808 м).
Коммуна Сен-Жерве уже в отчаянии от этих "диких" туристских стоянок: в последние годы летом в 33 метрах от хижины Гутэ каждую ночь появляется более 80 палаток. В этом году коммуна решила сделать упреждающий шаг, запретив разбивать палатки в определенных участках горного массива.
Мусор. Литовский турист, которого мы встречаем возле палатки с шестью друзьями и сыном, пожимает плечами: "Мы проводим здесь уже вторую ночь. Ждем погоды. Попасть в хижину - нам не по карману. Чтобы попасть на Монблан, мы проехали на машине два с половиной дня и просто так отсюда не уйдем!"
Он показывает нам увесистый пластиковый мешок: "Весь мусор мы заберем с собой". Он понимает ситуацию: именно по экологическим мотивам мэр Сен-Жерве выступает против чрезмерного количества туристов на пути, ведущем на вершину Монблана.
Жан-Марк Пейекс утвердился в своем решении прошлым летом, когда жара растопила снег и взгляду открылись кучи нечистот и мусора возле хижины Гутэ, где, разумеется, нет ни туалетов, ни мусорных контейнеров... Многие альпинисты, особенно новички, по-прежнему игнорируют принцип "весь мусор уносить с собой".
Мэр был вынужден обратиться с властям, встревоженной такой концентрацией туристов: в конце концов, она ставит под вопрос безопасность людей. В 2002 году попытку взойти на Монблан совершили 20 тысяч человек, причем большинство из них - по маршруту, пролегающему по территории Сен-Жерве.
В июне эта процветающая коммуна, славящаяся своими курортами и горнолыжными станциями (ради имиджа ее переименовали в "Сен-Жерве-Монблан"), начала кампанию "За чистую гору". Целый день был посвящен очистке горы от мусора; соответствующие статьи появились в прессе.
Плакаты на трех языках, установленные вдоль маршрута, ведущего на вершину Монблана, напоминают о требованиях, которые обязан соблюдать каждый: туристы обязаны ночевать только в хижине, отходы следует забирать с собой, ставить палатки можно только возле убежища Рыжая голова (на высоте 3100 м).
Мало кто посещает этот новый лагерь: в день здесь обычно появляется не больше двух палаток: он расположен слишком низко, чтобы быть использованным как начальный пункт восхождения на вершину. Ночевка в хижине Гутэ - это уже гарантия успеха, поэтому трудно бросить камень в несчастных туристов. Жаль, ибо убежище Рыжая голова оборудовано "сухими" туалетами: здесь установлена солнечная батарея, есть система вентиляции, а сухие отходы могут быть спущены на вертолете.
Оливье Кюрраль, сторож убежища Гутэ, знает, как бороться с наплывом туристов. В этом году он подает альпинистам, не забронировавшим мест заранее, лишь порцию супа, а спать предлагает на кушетке без одеяла. Результат налицо: все 100 мест в убежище занимают туристы, их заранее забронировавшие, а "дикарей" в день бывает не больше 25 человек.
"В 2002 году мы подавали до 200 ужинов за вечер. Для этого приходилось отправлять вертолет за продуктами несколько раз в неделю. Подавать меньшее количество ужинов - значит зарабатывать меньше, но мы здесь не только ради денег. Хорошо было, если бы к этому так же относились фирмы, эксплуатирующие подъемники".
Кардинальные меры. Чрезмерный наплыв туристов действительно связан с развитием подъемных средств - от трамваев, связывающих Монблан с Сен-Жервэ, а Эгюий-дю-Миди с Шамони, до фуникулера, доставляющего туристов с пика Хельбронне в Курмайер (Италия). Это фуникулер планирует в скором времени доставлять в центр горного массива до 3 тысяч туристов в день (сегодня их только тысяча).
Впрочем, экологические ассоциации относятся к кампании, которую ведет коммуна Сен-Жервэ, довольно прохладно: "Это хорошо, но загрязнение, связанное с пребыванием альпинистов, составляет далеко не самую актуальную проблему", - считает организация Mountain Wilderness.
А ассоциация Pro Mont-Blanc рисует печальную картину положения дел на "черном склоне Монблана". Горный массив, расположенный на границе Франции, Швейцарии и Италии, лишен какой бы то ни было правовой защиты. Экологи видят причину загрязнения в расширении зон, используемых в качестве лыжных трасс, работе подъемных устройств, повсеместном присутствии самолетов и вертолетов. Воздух загрязняет и шоссе, пересекающее массив. Защита Монблана требует кардинальных мер: запрета на коммерческие полеты, ограничения лыжных зон и путей, открывающих доступ на массив, а также ограничения движения автотранспорта по шоссе. Экологи ждут, что мэр Сен-Жервэ пойдет по этому нелегкому пути.