Талант Николя Саркози оказываться в нужное время в нужном месте должен был удивить даже русских. Уже в Кремле он назвал "хорошей новостью" известие о том, что Москва прекратила свое наступление на Грузию. Чуть было не показалось, что Евросоюз, посланцем которого - Франция в настоящее время председательствует в ЕС - в Москву поспешил неутомимый французский президент, повлиял на решение российского руководства. Но это было бы сильной переоценкой власти и дееспособности ЕС. И в этом кризисе ЕС был шокирован, да что там - раздавлен стремительностью развития событий.
Кремлевские военачальники могут опасаться разве что попыток посредничества со стороны Брюсселя, которые становятся мукой для ЕС еще и потому, что они необходимы ему самому. С момента расширения на Восток в ЕС не прекращаются споры, как следует относиться к "новой" России и как с ней обращаться. Жертвы российской политики агрессии и экспансии прошлых времен ощущают вновь ставшие явными имперские замашки Москвы более остро, чем страны старой Европы, которые никогда не были под советским игом. Для молодых членов ЕС в Центральной и Восточной Европе путинская Россия снова начинает представлять угрозу, по меньшей мере в том, что касается их суверенитета, и это оправдывает их стремление попасть в НАТО и ЕС - теперь понятно, что может случиться с теми, кто, как Грузия, (пока) не смог попасть в НАТО.
Принцип "надежда"
Об этом должны задуматься и все те, кто на саммите НАТО в Бухаресте и до него всячески препятствовал сближению Грузии и Украины с Североатлантическим альянсом. Москва аргументирует свою позицию тем, что следует учитывать российские интересы и чаяния, но сама она делает все для того, чтобы членство Грузии и Украины в НАТО было отложено на неопределенный срок. Ведь Западная Европа не хочет ссориться с Москвой из-за этих двух стран.
В западной части ЕС, в особенности в Германии, действует принцип "надежды" в том, что касается "стратегического партнерства" с Москвой: надежды на то, что Россия при Путине и его преемнике будет все больше развиваться в направлении всеобщей демократии, хотя бы отчасти похожей на западную, и с ее помощью удастся справиться с мировыми угрозами. Однако ни внутренняя, ни внешняя политика России не развивается согласно ожиданиям Запада; Москва противопоставляет свою позицию западной как на Балканах, так и в Иране.
На Южном Кавказе Москва вступила в страну, которой НАТО пообещало членство. Этот акт агрессии не смогут приукрасить даже те, кто с пониманием относится к позиции Москвы. Западу можно было бы посоветовать настраиваться впредь на то, что Москва, преследуя свои интересы, больше не исключает возможности военной конфронтации. Нужно ли такую страну, как Грузия, которая имеет стратегическое значение для Запада, являясь транзитной страной для газа и нефти, отдавать на произвол России? ЕС должен будет задать себе подобные неудобные вопросы и найти на них еще более неудобные ответы, если он претендует на нечто большее, чем на роль бесполезного "посредника" в постепенном выстраивании российской империи.