Чтобы выразить свою солидарность с президентом Грузии Саакашвили, ведущие политики Польши, Украины, а также стран Балтии отправились во вторник в Тбилиси. В совместной декларации с польским, литовским и латвийским коллегами президент Эстонии Тоомас Х. Ильвес объявил о том, что Россия перешла "красную линию". Вторжение российских войск в Грузию в интервью с F.A.Z. он назвал "незаконным актом агрессии"
- Господин президент, как ЕС должен вести себя после того, как Россия, согласно вашим заявлениям в совместной декларации с Польшей, Латвией и Литвой, "перешла красную линию"? Есть ли возможность продолжить стратегическое партнерство?
- Трудно себе представить, как можно считать стратегическим партнером страну, которая подвергает бомбардировке соседние государства, нарушает международное право или требует "смены режима" законного, избранного демократическим путем правительства. Российские войска вошли на территорию Грузии. Это незаконный акт агрессии, который нарушает Хартию ООН и фундаментальные принципы сотрудничества и безопасности в Европе. Стратегическое партнерство возможно со странами, которые разделяют наши ценности.
ЕС должен реагировать на подобное поведение Москвы четко и решительно. Прежде всего, нам нужно перемирие, гарантии неприкосновенности территориальной целостности Грузии, мы должны найти мирное и долговременное решение конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. При этом ЕС должен перепроверить весь спектр своих отношений с Россией. Европа должна уяснить себе, с каким соседом ей приходится иметь дело на самом деле. И как начиная с прошлой недели обстоят дела с нашей безопасностью.
- Вы закончили переговоры с Россией относительно нового соглашения о партнерстве?
- Последние события их опередили. В 1990-е годы Россия располагала огромным потенциалом для того, чтобы стать современной демократией, которая бы уважала своих соседей. Из нашего собственного горького опыта нам известно, к чему привела политика умиротворения и терпеливого отношения к агрессии в Европе в 1930-е годы XX века.
- Как должно было отреагировать НАТО?
- Чрезвычайно важно, чтобы НАТО не дало себя поколебать и чтобы мы постепенно, но уверенно продолжили сотрудничество с Украиной и Грузией. Это демократические государства, которые не должны страдать и попадать в изоляцию из-за того, что они сделали выбор в пользу демократии, или потому, что их сосед ведет себя агрессивно. К сожалению, НАТО не смогло договориться и присоединить эти обе страны к ПДЧ на саммите в Бухаресте. Россия, по всей видимости, интерпретировала это таким образом, что эти страны остаются в сфере ее влияния. Позиции отдельных членов НАТО способствовали ошибочной интерпретации, и теперь результаты подобного решения налицо.
- Почему позиции ЕС и Америки в отношении России так осторожны?
- ЕС и Америка постоянно подчеркивали приоритет основных принципов: соблюдение территориальной целостности Грузии и конец насилию. Но я согласен, что есть государства, которые понимают лишь прямой и откровенный язык. Осторожность, осмотрительность и вежливость Запада другими культурами воспринимаются как слабость.