Кто управляет Россией на самом деле? Президент или премьер, он же бывший президент? Кавказская война показала - Путин Медведева затмил. Средства массовой информации уже ведут речь о внесении поправок в конституцию
Война на Кавказе превращается в испытание для российской демократии. Уже не президент и поэтому также не главнокомандующий вооруженными силами - до сих пор на всех телеканалах о войне говорил премьер Владимир Путин. Теперь эта его вездесущность породила спекуляции о том, что вся власть в России по-прежнему принадлежит бывшему главе ФСБ. "Мы ни разу не видели, чтобы Медведев отдал распоряжение Путину", - говорит об отсутствующем на телеэкранах российском президенте Дмитрии Медведеве московский политолог Мария Липман.
Бойкие выступления Путина поражают нас с самого начала президентского срока Медведева. Находясь на роли, слабой по конституции, Путин недавно занимался восстановлением активного сотрудничества с Кубой. Поэтому эксперты отмечают растущее стремление Путина выйти за рамки его компетенций, определенных конституцией. Еще до прихода Медведева на пост президента критики Путина говорили, что политик-диктатор, который, как Путин, в течение восьмилетнего президентского срока обладал неограниченной властью, просто так не откажется от своей ведущей роли.
"Хотя Путин всегда говорил, что согласно конституции внешняя политика является прерогативой президента, но мы знаем, что дела у него со словами не совпадают", - говорит Липман. Кроме того, в отличие от Медведева, Путин рассадил своих людей по всем властным структурам страны, продолжает она. А еще Путин имеет политический опыт чеченской войны, у Медведева же военная школа отсутствует.
"Кровавая авантюра" Грузии
Военное наступление Грузии осудил в прошлую пятницу с Олимпийских игр в Пекине опять же Путин. Медведев в тот момент проводил свой отпуске на Волге, с удивлением отмечали московские СМИ. Когда в первые, самые психологически тяжелые часы народу был необходим его президент, на месте оказался Путин, а не Медведев, возмущалась бульварная газета "Московский комсомолец". "Почему Медведев так долго молчал?" - задавалась она вопросом.
Путин говорил о "кровавой авантюре" Грузии в Закавказье, ввиду которой он предостерег НАТО от принятия бывшей советской республики в военный альянс. В привычном тоне, снискавшему ему дурную славу еще в его бытность главой Кремля, он обвинил США в соучастии в разжигании кризиса через американскую политику на Кавказе и поддержку грузинского президента Михаила Саакашвили. Он однозначно дал понять, что Москва претендует на опеку над Кавказом.
"В глазах народа Путин, безусловно, тот самый человек, в чьих руках сосредоточена вся власть, распространяющаяся на всех и каждого", - говорит Липман. Путин первым посетил раненых и беженцев во Владикавказе, столице российской Северной Осетии, Путин давал пресс-конференции, Путин гарантировал Южной Осетии многомиллионную помощь в восстановлении.
Сколь весомо его слово, Путин недавно продемонстрировал также своим приступом ярости, который был вызван демпинговыми ценами российских сырьевых концернов. Он обрушил биржевые курсы и вызвал убытки, исчисляемые миллиардами долларов. Сейчас неожиданная война тоже заставила дрогнуть биржевые курсы. Данный конфликт - это самая плохая новость, поразившая Россию после кризиса 2004 года, связанного с судьбой ЮКОСа, сказал Роланд Нэш, аналитик крупнейшей российской инвестиционной компании "Ренессанс Капитал". "До сих пор Россия считалась спокойной гаванью для инвестиций, но в течение месяца все изменилось настолько, что теперь она воспринимается как рискованное место для инвестиций", - считает финансовый эксперт.
По результатам опросов общественного мнения, касающихся наиболее популярных политиков, Путин - "национальный лидер" - постоянно находится на первом месте. При этом Медведев - в свои 42 года самый молодой глава государства послереволюционного периода - не пробыл в своей новой должности даже ста дней. Поэтому снова на первый план выходят сценарии вроде того, который в понедельник нарисовала критическая к властям "Новая газета": либо Медведев вскоре будет вынужден снова уступить Путину место в Кремле, либо глава правительства, как в странах парламентской демократии, получит больше полномочий, чем было у него до сих пор.