Это будет европейская миссия, которая сможет получать "внешнюю" поддержку и даже рассчитывать на "техническое" сотрудничество с НАТО. При этом исключается вероятность того, то миротворческие силы, о которых Николя Саркози говорил в Москве, смогут действовать под флагом Североатлантического альянса. Миротворческий контингент может функционировать под эгидой ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе), но нельзя исключать и того, что в конечном итоге свою роль в регионе захочет восстановить и ООН, гарантируя одновременно с этим более нейтральный характер операции.
Чтобы исключить возможность миссии НАТО, достаточно было понаблюдать за тем, какое раздражение у Москвы вызвала просьба Тбилиси о вступлении в Атлантический альянс. Но и в этом случае в ходе операции могут быть задействованы структуры альянса, например командование, предлагает Карло Кабиджозу, в прошлом командовавший миссией KFOR. И Фабио Мини, который также руководил международными операциями в Косово, исключает возможность того, что НАТО возглавит операцию. "Если только, - говорит генерал, - Москва не хочет заманить Альянс на Кавказ и с максимально близкого расстояния контролировать его действия".
Участвовать в операции, предоставляя военнослужащих и вооружение, будут в основном страны Западной Европы: Франция, Германия и Италия - страны, к которым, как считается, Москва относится наиболее благосклонно. К ним может присоединиться и Испания. Россия не потерпит не только американского участия, но и участия бывших союзников по Организации Варшавского договора, а тем более бывших советских республик. Поэтому, вероятнее всего, не оправдаются ожидания Эстонии, которая одной из первых заявила о готовности принять участие в миссии. Велика также вероятность того, что состав контингента будет весьма разнообразным, принимая во внимание, что западные страны участвуют в военных миссиях по всему миру: в Афганистане, в Ливане, в Чаде (Франция) и в Ираке (Соединенное Королевство). Существует также вероятность того, что к участию в контингенте будут привлечены подразделения европейской жандармерии: карабинеры, французская Gendarmerie national (национальная жандармерия), испанская Guardia civil (гражданская гвардия), португальская республиканская гвардия, голландская Marechaussee (королевская жандармерия).
Вооруженные силы Италии, как известно, принимают активное участие в нескольких операциях. В Кабуле и Герате дислоцированы почти 2500 солдат, в Южном Ливане - 2700, не говоря уже о более масштабных миссиях: всего за рубежом в настоящее время находится 8400 итальянских военнослужащих. Ко всему прочему, в городах развернута кампания по обеспечению безопасности. Поэтому министр обороны Италии предупреждает: "Вклад Италии будет лишь символическим", - заявил Игнацио Ла Русса, отметив, что речь может идти о нескольких сотнях человек, но в любом случае - менее тысячи. Министр также отметил, что могут быть привлечены силы и средства ВМС и ВВС, но вклад сухопутных войск должен быть крайне малым.
Но для решения стратегических задач необходимы именно наземные силы: вероятнее всего, будет сформирована "легкая" миссия - от двух до пяти тысяч человек - поскольку вооруженные противостояния по примеру тех, что имели место в Косово, не прогнозируются. Иными словами, и в Грузии, также как в Ливане, миссия будет развернута с согласия противоборствующих сторон: она не должна будет "навязывать" мир, но должна будет осуществлять наблюдение и обеспечивать мир. К числу особых задач контингента будет относиться контроль на границах Абхазии и Южной Осетии: для этого необходимо присутствие сухопутных сил и приданных им вертолетных подразделений. Москва также может согласиться с присутствием бронетанковых сил, но она заявляет твердое "нет" присутствию истребителей-бомбардировщиков.