Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 августа 2008 г.

Все началось с собаки. Когда Ангела Меркель была в гостях на каникулах у тогдашнего президента России Владимира Путина, тот пустил в комнату свою большую собаку, хотя наверняка знал, что германский канцлер панически боится собак. Это была демонстрация силы. От этого Меркель защититься не могла.

С этого момента все должно быть по-другому. Россия с Путиным в должности премьера в любом случае переступила границу. Вторжение в Грузию, попытка контролируемой дестабилизации с постепенной аннексией - все это не должно остаться без ответа. Шведы, жители стран Балтии и поляки требовали этого всегда: говорить однозначное "нет" всему тому, чего ты не хочешь. И именно сейчас, в дни, когда по всему миру вспоминают строительство Берлинской стены.

Поэтому пришло время покончить с ошибками предшественников, с этой квазиромантизацией германо-российских отношений. Политика умиротворения, проводимая Шредером, подошла после этого вторжения к своему логическому концу, если выражаться словами Путина. Путин - "демократ чистой воды"? Заниматься реальной политикой означает признавать реальность. Можно обнаружить лишь следы демократии, не более. Что значит, Россия никогда не была более демократической, чем сегодня? Она никогда не была демократической. Сегодня в России власть похожа на то, чем в свое время был ЦК: узкий круг руководящих лиц, премьер, вице-премьер, министр иностранных дел, министр обороны - как политбюро. И главное: глава государства без реальной власти.

В начале 1990-х годов Рихард фон Вайцзеккер (экс-президент ФРГ. - Прим. ред.) сказал о первой войне в Ираке, что в последний раз подобный конфликт решается военными средствами. Если подумать, эти слова должны были стать доктриной для XXI века. Колину Пауэллу, тогдашнему главе Генштаба США, принадлежит дополняющая высказывания Вайцзеккера идея об экономическом "удушении". Мы живем в XXI веке, и пришло время сделать все это доктриной. Когда теперь Меркель отправляется в Сочи, расположенный в нескольких километрах от Грузии, нужно проверить все возможности: какие поручительства и договоры могут быть заморожены, от чего в отношениях с Россией можно отказаться - и, что самое важное, как европейцы могут снизить свою зависимость от российских энергоносителей, а самое лучшее - свести ее к нулю. Европа представляет из себя нечто большее, чем просто груду бумаги. Она - воплощение идеи просвещения и демократии.

От правительства Германии во главе с Ангелой Меркель следует настоятельно потребовать выработать единую линию. Никогда их упущения не были столь очевидны, как сейчас: нехватка стратегической направленности. И ожидание здесь не поможет. Правительство частично находится в замешательстве. Осторожно! Чтобы потом не приходилось говорить, что оно было сковано дружескими отношениями. При этом Россия пытается заново выстроить советскую империю. Действия России против Грузии стали предостережением всем тем, кто, с великодержавной точки зрения Москвы, слишком сильно сближается с Западом, в том числе и Украине. Почему Путин и Солженицын так хорошо друг друга понимали? Солженицын был панславистом и крупным российским националистом.

Никто не должен содействовать этому. То, что случилось с Грузией, может стать поворотным моментом мировой политики, тут Джон Маккейн был прав. Так же, как события 1989 года. И воспоминания о стене.

Источник: Tagesspiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru