Война на Кавказе отодвигает в неопределенную даль вступление Грузии в НАТО. Перед началом силовой операции Грузия заручилась разрешением администрации Буша
Со времен окончания холодной войны, а прошло уже почти 20 лет назад, распада Варшавского договора и Советского Союза, НАТО, сохранившийся военный союз, всячески рекламирует свою "новую политическую роль". Однако вчера вновь стало очевидным, насколько пустой остается эта формула по сей день: перед лицом нынешней "горячей" войны на Кавказе альянс, в который входят к настоящему моменту уже 27 государств, беспомощен, расколот и недееспособен. Заседание совета Россия-НАТО, которое должно было пройти в середине дня в брюссельской штаб-квартире, обещало стать важнейшей встречей в деле урегулирования кавказского конфликта. Но незадолго до начала заседание было отменено. Причиной, по словам представителя НАТО, явились так и не уточненные им "проблемы со временем и трудности в подготовке".
На деле же встречу с представителем России заблокировала ведущая сила альянса - США. На предварительное утреннее заседание американская делегация не явилась. Ранее по договоренности с администрацией Буша и со ссылкой на положение дел у нее на родине о своем неучастии во встрече сообщила грузинский министр иностранных дел Эка Ткешелашвили. От заседания же совета НАТО - без России - назначенного на вторую половину вчерашнего дня, брюссельские дипломаты ожидали в лучшем случае политически уравновешенного совместного призыва в адрес Москвы и Тбилиси к установлению продолжительного перемирия и поискам политического решения конфликта.
Для критики и поиска виновных с той или с другой стороны среди 27 членов НАТО отсутствует согласие, необходимое для заявлений подобного рода. Правда, на предварительных переговорах, проходивших в последние дни в Брюсселе, а также между столицами, некоторые страны, прежде всего США, Польша и три прибалтийских государства настаивали на осуждении действий российских военных, а также на подтверждении перспективы вступления в альянс для Грузии и Украины - в соответствии с решением апрельского саммита НАТО в Бухаресте. Эти требования также находят поддержку в Праге и Будапеште.
Однако большая часть из 27 членов НАТО во главе с Германией и Францией не хотят "подливать масло в огонь", как заявил нашему корреспонденту представитель одного из этих государств в Брюсселе. Сейчас, по меньшей мере за закрытыми дверями, дипломаты НАТО признают, что решение Бухарестского саммита о перспективе вступления Грузии способствовало эскалации напряженности, следствием чего явилась война. Данное решение побудило грузинского президента Михаила Саакашвили к ужесточению риторики в адрес Москвы и лидеров мятежной Южной Осетии и к попытке захватить эту территорию военными средствами. По информации натовских дипломатов из различных западно- и восточноевропейских государств, в течение последних месяцев данным намерениям Саакашвили сопутствовали "многочисленные сигналы поддержки из Вашингтона".
Эти дипломаты исходят из того, что администрация Буша либо недооценивает опасность военной реакции России, либо осознанно включает ее в свои расчеты. Однако из Берлина и других европейских столиц, а также от Канады, тоже члена НАТО, в последние месяцы грузинскому президенту ясно указывали, что в случае военных действий в Южной Осетии он, несмотря на открытую в апреле перспективу вступления страны в альянс, не может рассчитывать на поддержку НАТО. Правда, в Бухаресте, на саммите НАТО в начале апреля, двум бывшим советским республикам, Грузии и Украине, еще не был предложен - как настаивали тогда США - так называемый План действий по членству в НАТО (МАР). Этот вариант был отклонен, главным образом, по настоянию Германии и Франции. Тем не менее, правительства в Тбилиси и Киеве получили в ходе саммита твердое обещание относительно членства в более поздние сроки.
"Украина будет в НАТО, это историческое событие", - ликовал тогда президент Виктор Ющенко. Польский министр иностранных дел Радослав Сикорский говорил, что теперь вступление Грузии и Украины в НАТО "неизбежно". Его немецкий коллега Франк-Вальтер Штайнмайер тогда тоже приветствовал решение Бухарестского саммита как "сигнал, что Грузия и Украина на пути к НАТО, и мы приветствуем их участие".
Согласно порядку, оговоренному в Бухаресте, в декабре этого года совет министров иностранных дел НАТО должен был изучить успехи обеих стран с точки зрения критериев для вступления НАТО. До прошлой пятницы, до начала кавказской войны, правительства в Киеве и Тбилиси исходили - в том числе и в публичных высказываниях - из того, что в декабре совет НАТО примет решение о формальном включении их стран в План действий по членству в НАТО.
"Сейчас с уверенностью можно сказать, что из этого ничего не выйдет, даже если США и восточноевропейские государства будут на этом настаивать", - сказал вчера нашему корреспонденту один западноевропейский дипломат, работающий в НАТО. Возможно, что реализация схемы, утвержденной в Бухаресте, "будет перенесена на неопределенный срок".