"Перформанс длился 51 секунду, три дня, две недели и пять месяцев, - пишет Сара Николь Прикетт на страницах The Globe and Mail. - Четыре участницы панк-группы Pussy Riot исполнили антипутинский "молебен" в православном храме в Москве".
Трое из них были задержаны и провели полгода в заключении без права на освобождение под залог. С точки зрения Amnesty International, они стали "узниками совести". "Суд над Pussy Riot начался 30 июля, - продолжает журналистка. - К этому времени все, кто следил за ним, знали, что Владимир Путин, вновь ставший президентом этой весной, фактически предложил государственное спонсирование Русской православной церкви в обмен на ее поддержку".
"Суд продолжался в атмосфере пугающего сюрреализма... Алехина, Толоконникова и Самуцевич стояли в стеклянном "аквариуме", будто в артхаусном садистском порно, - говорится в статье. - Многие утверждают, что суд не представлял бы собой и вполовину такого цирка, если бы подсудимые не были молодыми и привлекательными женщинами. Но если бы они не были молодыми привлекательными женщинами, восставшими против предписанных им ролей, они бы не оказались в стеклянной клетке", - рассуждает автор публикации.
"Подвергающиеся преследованиям со стороны церкви, они перевернули с ног на голову надуманные обвинения, поскольку выглядят как мученицы - как три Жанны Д?Арк", - пишет Прикетт. "В России патриархальность настолько буквальна, что поддерживается собственно патриархом РПЦ Кириллом".
"Представьте себе Pussy Riot в Великобритании или Северной Америке. Они бы выглядели как... Guerrilla Girls 1980-1990-х годов: преследуемые, но ни разу не пойманные", - говорится в публикации. Автор считает, что "их бы либо игнорировали, либо коммерциализировали".
"Но они находятся не здесь, а "там".
"Это "там" и представляет собой проблему, - пишет Прикетт. - Почти весь Запад цепляется за дихотомию, порожденную Второй мировой войной: мол, бастионы авторитаризма - бывшая коммунистическая Россия и все еще коммунистический Китай - представляют собой антитезу нашей либеральной демократии. Это позволяет нам чувствовать себя в безопасности, как если бы все, что происходит в России, не может, по правилу идеологического взаимоисключения, произойти здесь", - рассуждает она.
"Гораздо удобнее сидеть в кинотеатре, ощущая себя образованным и свободным, и смотреть "Никогда не извиняйся" - потрясающий документальный фильм о китайском диссиденте, художнике и активисте Ай Вэйвэе. Мы превратили Вэйвэя в звезду мира искусства за те три месяца, пока он был в заключении; мы сделаем то же самое, пока Алехина, Самуцевич и Толоконникова будут отбывать свой трехлетний срок в колонии, если преследование пойдет по ожидаемому пути", - утверждает Прикетт.
"Мы слишком хотим слышать протест на иностранном языке, игнорируя его на нашем. В продолжающемся перформансе с участием Pussy Riot, по мере того как Надя, Катя и Маша спокойно противостоят обстоятельствам, в которые они попали, все громче звучит плохо услышанный его мотив - мотив мятежа", - заключает автор публикации.