У Путина нет чувства меры: тот же молот, который безжалостно, но эффективно использовался против чеченских повстанцев, теперь применяется к артистам за ненасильственную акцию против авторитаризма, пишут западные СМИ. В светском суде рассматривается дело о "богохульстве" и "сатанинских плясках", и молодым образованным россиянам становится не по себе.
В современной России проделка женской панк-группы Pussy Riot, устроившей антипутинский "панк-молебен", была расценена как мятеж, представляющий угрозу для режима, пишет The Globe and Mail. Теперь участницам группы, взятым под стражу в марте, грозит семь лет лишения свободы.
Похоже, у президента Владимира Путина нет чувства меры, считает автор редакционного комментария: "Тот же молот, который безжалостно, но эффективно использовался в прошлом против чеченских повстанцев, теперь применяется к артистам, осмелившимся устроить ненасильственную акцию против авторитаризма".
Издание цитирует Стинга - певец сказал, подразумевая имидж крутого парня, который Путин так любит культивировать: "Чувство меры - как и чувство юмора - является признаком силы, а не слабости".
Суд над Pussy Riot напоминает показательные процессы 1930-х годов, пишет в Financial Times Гидеон Рахман, хотя "в наши дни организовать успешный показательный процесс трудно", ибо правительству с ростом влияния социальных медиа становится гораздо сложнее контролировать основную линию процесса. Сегодняшние репрессии не чета прежним, продолжает журналист. "Никто в московском суде не посмел бы в 1930-х годах аплодировать Бухарину или Зиновьеву: это означало бы подписать себе смертный приговор". Что же касается современной России, она занимает причудливое промежуточное положение между свободой и притеснением. Появление Pussy Riot демонстрирует размах протеста, а преследование участниц группы - его границы. "Общественная поддержка группы показывает, что российское правительство вынуждено действовать осторожно", - заключает автор.
"Pussy Riot вменяют в вину святотатство - то же самое, за что судили Иисуса", - утверждает Джайлз Фрэхер, обозреватель The Guardian.
Обвинитель на процессе Pussy Riot заявил, что употребление бранных слов в церкви - оскорбление Бога. Обозреватель не отрицает, что некоторые предметы, перед которыми благоговеют, нуждаются в защите. "Проблемы возникают, когда святыней загораживаются от критического взгляда. И тем более, когда к сакральному потихоньку примешивают сомнительную моральную или политическую идеологию". На взгляд автора, в таких случаях религия становится "придатком к тоталитаризму", и тогда "pussy riot" - абсолютная моральная необходимость".
Автор находит еще одну параллель с библейской историей: будет ли суд над участницами Pussy Riot будет более беспристрастным, чем суд над "тем нечестивым евреем, который столь раздражал государство и религиозные власти своей эпохи"?
Юлия Смирнова в статье для Die Welt описывает презентацию фотоальбома Алека Эпштейна "Искусство на баррикадах" - "взгляд на Pussy Riot и протестное искусство в России". Встречу организовала Алиса Образцова - юрист, активистка оппозиционного движения. По словам Образцовой, когда она впервые услышала об акции в храме, она была не в восторге, но теперь признает ее уместность. На митинге на проспекте Сахарова 12 июня Образцова говорила со сцены о православной церкви и патриархе. Поначалу ей было страшно выступать перед людьми различных религиозных взглядов, но, когда из толпы раздались первые крики одобрения, ей стало ясно, что в России возможна дискуссия на тему церкви.
Смирнова замечает, что дискуссия о близости православной церкви и государства велась и до выступления в ХХС. Два года назад кураторы Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев были приговорены к денежному штрафу за выставку "Запретное искусство". А когда Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич задержали за выступление в храме и в светском суде стало рассматриваться дело о "богохульстве" и "сатанинских плясках", образованным людям России, по словам Смирновой, стало не по себе.
"Случай Pussy Riot обнажает конфликт между той частью страны, жизнь которой по-прежнему определяют советские правила поведения, и современной, более образованной частью общества. Россия малых городов и деревень, верящая теленовостям, считает молодых женщин "кощунницами". Одно только их инакомыслие и множество незнакомых слов в заключительных речах делают молодых феминисток чужими и кажутся основанием для наказания", - пишет Смирнова.
"Согласно опросам "Левада-центра", 33% россиян считают, что участницы Pussy Riot заслужили от двух до семи лет тюрьмы. Только 15% считают, что женщины не совершили никакого преступления. Жесткого наказания в основном требуют те, кто голосовал за Путина", - говорится в статье.
"Для молодых образованных россиян процесс явился шоком. Им стало ясно, что им предстоит суровая борьба за их представления о демократии", - продолжает Смирнова. Она также отмечает, что российские звезды, в отличие от западных, не сказали по поводу процесса ничего, однако в соцсетях изображения субкультурных протестов набирают десятки тысяч перепостов. Правда, у российской оппозиции по-прежнему нет ни плана действий, ни политической программы.
"Перформанс длился 51 секунду, три дня, две недели и пять месяцев", - пишет Сара Николь Прикетт на страницах The Globe and Mail. С точки зрения Amnesty International, девушки стали "узниками совести". "Суд над Pussy Riot начался 30 июля, - продолжает журналистка. - К этому времени все, кто следил за ним, знали, что Владимир Путин, вновь ставший президентом этой весной, фактически предложил государственное спонсирование РПЦ в обмен на ее поддержку".
"Суд проходил в атмосфере пугающего сюрреализма. Алехина, Толоконникова и Самуцевич стояли в стеклянном "аквариуме", будто в артхаусном садистском порно", - говорится в статье. "Подвергающиеся преследованиям со стороны церкви, они перевернули с ног на голову надуманные обвинения, поскольку выглядят как мученицы - как три Жанны Д?Арк", - пишет Прикетт. "В России патриархальность настолько буквальна, что поддерживается собственно патриархом РПЦ Кириллом".
"Представьте себе Pussy Riot в Великобритании или Северной Америке. Они бы выглядели как... Guerrilla Girls 1980-1990-х годов: преследуемые, но ни разу не пойманные". Автор считает, что "их бы либо игнорировали, либо коммерциализировали". "Но они находятся не здесь, а "там". Это "там" и представляет собой проблему", - пишет Прикетт.
"В продолжающемся перформансе с участием Pussy Riot, по мере того как Надя, Катя и Маша выдержанно противостоят обстоятельствам, все громче звучит плохо услышанный его мотив - мотив мятежа", - заключает автор публикации.