В современной информационной войне задействованы "Твиттер" и социальные медиа, причем сейчас битва принимает очень интересный оборот, пишет The Financial Times. Обозреватель Изабелла Каминска советует поискать в "Твиттере" записи с русским хэштегом "пустые полки". "В отместку за санкции США и ЕС Россия решила наложить запрет на импорт многочисленных категорий продовольствия из этой группы стран", - поясняет она.
Но автор блога Streetwise Professor Крейг Пирронг отметил, что Западу это всего лишь создаст неудобства - придется переориентировать экспорт на другие рынки. "Для России это, однако, равносильно объявлению санкционированной национальной голодовки с потенциально серьезными последствиями для боевого духа россиян и внутренних цен", - пишет автор.
Пирронг предрекает, что Путин будет вынужден прибегнуть "к опробованной и не оправдавшей себя панацее - регулированию цен" и результатом будут очереди и пустые полки. "Если вы испытываете ностальгию по СССР, берегитесь: ваши желания могут ненароком исполниться", - заключает автор.
Пирронг не считает, что популярность Путина снизится: его рейтинг очень высок, вдобавок наверняка будет пропагандистская кампания, где во всем обвинят Запад и особенно США.
Каминска делает свой прогноз: "Проблема пустых полок приобретет ключевое значение, если украинский кризис не будет урегулирован в ближайшее время". Пустые полки и длинные очереди - символ плохого управления экономикой в СССР.
Дефицит продемонстрирует, что, "имея более 20 лет открытый доступ на Запад, Россия мало что сделала для реструктуризации своей экономики", а большая часть нефтедоходов растранжирена "на покупку футбольных клубов и горнолыжных шале на Западе".
Следует сделать два важных вывода, отмечает Каминска.
Первый касается рычагов, которые есть у России и Запада для воздействия друг на друга.
Рычагом России было ее нефтяное богатство. Оно давало верхушке россиян доступ к самым эксклюзивным товарам и благам, но большая часть этих товаров и благ находится за пределами России.
Однако мир становится все более независимым в энергетическом отношении, и российская элита может лишиться привычного образа жизни, считает автор.
Какие рычаги остались у России? Можно применить сеть хакеров, чтобы спровоцировать хаос на Западе. Но "российская система нуждается в Западе, чтобы поддерживать функциональную экономику, дабы российская элита продолжала наживаться на своих богатствах", - считает автор.
Есть также господство России в сфере доставки людей в космос. Но автор возлагает надежду на американскую компанию SpaceX и другие западные технологии.
Второй вывод: если Россия опасается, что нефтяное богатство перестанет быть ее опорой, то влияние на Украину - былую житницу СССР - приобретает огромное стратегическое значение.
Кроме того, "если недостатки в управлении экономикой велики, то в итоге встанет проблема стабильности цен и сдерживания толп. А все мы знаем: ничто так не побуждает к смене режима, как очереди за хлебом", замечает автор.
BNP Paribas прогнозирует: продовольственное эмбарго повлечет за собой рост инфляции индекса потребительских цен в России на 1,8% в 2014-2015 годах.
Тем временем в июле "розничные продажи в Великобритании вновь снизились: из-за "ценовой войны" между супермаркетами и сохранения низкой инфляции в продовольственном секторе покупатели потратили на еду меньше денег".