Статистика помогает понять сложность введения экономических санкций против Ирана: в начале 2006 года общая сумма товарооборота между Ираном и Китаем достигнет 8 млрд долларов, а к концу 2006 года поднимется до 10 млрд. Газопровод, связывающий Иран и Индию, обойдется в 10 млрд долларов, и по нему в Индию будет поступать газ, удовлетворяющий значительную долю потребности Индии. Россия подписала с Ираном соглашение о продаже стране оружия на 1 млрд долларов.
Иран, который благодаря мировым ценам на нефть превращается во все более богатое государство, которое может платить за свои сделки наличными, переживает период экономического процветания. Похоже, руководство страны считает, что при такой благодати оно может отвергать компромиссное российское предложение по ядерному вопросу и может полагаться на Китай, который наложит вето на любые санкции против него со стороны ООН.
На внутреннем фронте в данный момент режим тоже пользуется свободой действий. Президентские выборы стали лишь завершением процесса, который шел три года: консерваторы получили большинство мест в местных органах власти и в парламенте, и частично в этом виноваты реформисты. В итоге иранский президент Махмуд Ахмадинежад может проклинать и поносить Израиль и США, отрицать Холокост, заявлять, что евреи должны возвратиться в Европу - и подобные заявления не вызовут изменений в положении Ирана. Иранский президент может передвигаться только в пределах границ, очерченных духовным лидером Ирана аятоллой Али Хомейни, которой продолжает контролировать важный ядерный портфель, однако даже это дает президенту большое пространство для маневров.
Такое положение Ирана и, в частности, зависимость от Ирана России и Китая (наряду с такими странами, как Япония, Индия и Пакистан, которые не имеют права вето в СБ ООН) создают впечатление, что у Запада нет никакого реального выбора в свете угрозы вооружения Ирана ядерной бомбой - независимо от того, настоящая это или ложная угроза.
И это впечатление довольно близко к действительности, так как руки у международных организаций - МАГАТЭ и СБ ООН - связаны двумя фундаментальными представлениями, которые определяют их отношение к иранской ядерной мощи. Первое - это то, что в данный момент военного решения этой проблемы нет и наверняка не появится до тех пор, пока война в Ираке будет ежедневно преподносить урок тем, кто выступает за военное решение. А второе - это то, что в свете прочного экономического положения Ирана и его особых связей с Китаем и Россией угрожать Ирану экономическими санкциями нереалистично.
Будет нелишним добавить к этому американские попытки вовлечь Иран в стабилизацию Ирака, чтобы США наконец могли думать о выводе сил. В последние две недели американский посол в Ираке Залмай Хализад пытался найти иранского переговорщика по этому вопросу, однако пока безуспешно. Эти попытки еще более укрепляют Иран в ощущении собственной мощи.
Более того, Европа, Россия и Китай воспринимают иранское ядерное оружие исключительно как явление, нарушающее баланс власти в мире, а не как прямую угрозу для них. Это полностью противоречит позиции Израиля, который не слишком впечатлен нарушениями баланса власти в мире, так как не протестует против ядерных разработок в Индии или Пакистане (и сам не подписывал Договор о ядерном нераспространении). Израиль считает иранскую ядерную мощь прямой угрозой для себя и не только для себя.
Вот здесь-то и всплывает еще одна причина, почему международное сообщество пожимает плечами: иракская ядерная мощь считается почти исключительно израильской проблемой, и этот факт еще более осложняет усилия, нацеленные на то, чтобы заставить мир действовать против Ирана общими силами. Тем временем начинает казаться, что чем чаще Израиль поднимает иранский вопрос, тем более отдаляется его решение.
Таким образом, США выступают против партнеров Ирана, России и Китая, а Израиль пытается убедить других, что Иран представляет угрозу для мира - и эта двойная ловушка играет на руку Тегерану. Даже если Иран в конечном итоге и не произведет ядерного оружия, у него в руке по-прежнему будет хлыст, чтобы угрожать его производством и пользоваться международными разногласиями для собственного спасения.