Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 декабря 2006 г.

Редакция | The Economist

Тактика сильной руки

Давление России на Shell из-за огромного газового проекта показывает, что она стала более рискованным местом для бизнеса

Жажда нефти требует гибкости, когда работаешь в суровых условиях, и нефтяные компании научились приспосабливаться к малоприятным режимам. Но сегодня мало мест суровее, чем Россия, где Royal Dutch Shell была вынуждена прогнуться. В понедельник, 11 декабря, англо-голландский энергетический гигант, по сообщениям, предложил отдать контроль над "Сахалином-2", огромным газовым проектом на востоке и крупнейшей одноразовой иностранной инвестицией в страну, газовому титану "Газпром", контролируемому государством. После месяцев давления Shell и два ее японских миноритарных партнера уступили государству, которое теперь получило большой кусок частного предприятия.

Это тревожное и неприятное событие, но ему нисколько не следует удивляться. Режим Владимира Путина бессовестно расчленил нефтяной концерн ЮКОС, принадлежавший его политическому противнику. И российское правительство не делает тайны из того, что считает энергию правомерным инструментом внешней политики в мире, где царит энергетический голод. Захват "Сахалина-2" обозначает лишь дальнейшее ужесточение российского контроля над нефтегазовыми резервами. Кремль препятствует участию иностранцев в разведке энергетических резервов: планируется принять закон, ограничивающий внешнее участие в будущем миноритарными пакетами в компаниях, занимающихся энергоносителями и драгоценными металлами.

"Газпром" давно мечтал о доле в "Сахалине-2" и вел переговоры с Shell о 25% акций. Но постепенно стало ясно, что российское правительство замахнулось на большее. В сентябре были отозваны важные экологические разрешения, что грозило остановить работу над проектом. Новые, "зеленые" устремления Кремля вызвали восторг у экологических организаций, но государство явно больше волновала игра политическими мускулами, а не охрана природы.

Возможно, у России и были некоторые основания для недовольства соглашением с Shell. Его подписали, когда цены на энергоносители были гораздо ниже, а страна отчаянно пыталась привлечь иностранный капитал и технологии. Условия соглашений о разделе продукции (СРП), которыми регулируется распределение добычи, были смещены в пользу Shell. Кроме того, российское правительство пришло в ярость из-за превышения сметы расходов, что привело к прекращению переговоров, в результате которых "Газпром" мог бы довольствоваться миноритарным пакетом. Теперь проект может обойтись в 20 млрд долларов - вдвое дороже первоначальной оценки. А Shell позволено окупить вложения, прежде чем она начнет делать отчисления.

Но там, где у российского правительства были все основания добиваться повторных переговоров об условиях соглашения, оно прибегло к запугиванию. У Shell было недостаточно переговорных рычагов и мало вариантов, кроме уступок. Хотя подробности сделки неизвестны, многие аналитики полагают, что Shell и ее японские партнеры могут получить 4 млрд долларов за половину "Сахалина-2", которую они отдадут. По крайне мере, похоже, что Россия пока не расторгла СРП, и Shell еще может рассчитывать на доходы от своей огромной инвестиции.

Другие крупные нефтяные компании имеют основания опасаться такого же отношения. "Газпром" или "Роснефть", еще одна государственная энергетическая компания, могут попытаться вытеснить их из остающихся проектов, контролируемых иностранцами. Уже звучат завуалированные угрозы в адрес двух других проектов, регулируемых СРП: "Сахалина-1" компании ExxonMobil и "Харьяги" компании Total. Кремль оказывает давление и на ТНК-BP, англо-российскую энергетическую компанию, которая осуществляет проект "Ковыкта" на территории к северу от Китая.

Безусловно, Россия рискует своей репутацией. Правительство получает клеймо из-за несоблюдения соглашений или их пересмотра по настроению. Учитывая высочайший мировой спрос на энергоносители, нефтяные компании вполне могут решить, что в случае с Россией игра стоит свеч. Но иностранные компании, думающие об инвестициях в другие сектора, могут и передумать. Инвесторы, присматривающиеся к потоку предстоящих IPO (энергетических и других компаний), теперь могут лишиться мужества. Это не то, что нужно России. Благодаря, прежде всего, высоким ценам на нефть ее экономика растет в среднем на 6,5% в год. Лучший способ сохранить рост - не отдавать контроль над нефтяными и газовыми месторождениями бюрократизированным, неэффективным и непрозрачным государственным компаниям. Еще глупее было бы отпугивать инвесторов от других сфер российской экономики, которая по-прежнему движется со скрипом.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru