Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 декабря 2006 г.

Холман Дженкинс | The Wall Street Journal

Возвращение к загадке Путина

Между карьерами Путина и Саддама Хусейна можно провести некоторые параллели. Саддам пришел к власти после раннего ухода в отставку своего покровителя. Первым действием Саддама было начало войны. И наконец, Саддам стал заложником своих неверных расчетов, в частности, он переоценил власть, которую давала ему иракская нефть, позволяя манипулировать другими правительствами

Нельзя не восхищаться стойкостью западных компаний, инвестирующих в энергетический сектор России, которых не останавливают ни многочисленные убийства, ни произвольные нарушения контрактов, ни неприкрытый шантаж.

Хотя Shell выставили из проекта стоимостью 20 млрд долларов по разработке дальневосточного нефтегазового месторождения и хотя американские миноритарные акционеры оказались вместе с Михаилом Ходорковским не у дел в результате захвата ЮКОСа, западные инвесторы продолжают пробивать себе путь в России, скорее всего, движимые отчаянием, нежели чем-то еще. Хотя в мире много нефти и газа, но двери для западных корпораций закрываются одна за другой в связи с националистическими процессами в разных странах, правительства которых все чаще монополизируют добычу и производство нефти.

Западные инвесторы привыкли смотреть на многое в России сквозь пальцы, но было бы неблагоразумно с их стороны смотреть сквозь пальцы на сенсационное убийство Александра Литвиненко, выступавшего с критикой в адрес президента Путина.

Президентский срок Путина в соответствии с конституцией закончится в 2008 году, когда состоятся новые выборы. Но кто станет Путиным после Путина? Путин пришел на смену Борису Ельцину, пообещав, что какие бы чистки ни осуществлял Путин, Ельцину и его семье гарантирована неприкосновенность. Ельцин был стар, болен, страдал алкоголизмом и от предложения Путина не мог отказаться. Путин молод и полон сил, и у него нет никаких причин вручать свою судьбу в руки преемника или преемников, которые не смогли бы гарантировать ему пожизненного иммунитета, даже если бы хотели.

В свою очередь, если Путин внесет изменения в конституцию, которые позволят ему оставаться у власти, это может вызвать международный скандал, способный подорвать основы, на которых держатся иностранные инвестиции.

По многим причинам инвесторы полагались на то, что что бы ни происходило в России, их собственные правительства по меньшей мере будут поддерживать их инвестиционную деятельность. Президент Буш назвал Путина своим другом и нуждается в поддержке России в войне в Афганистане. Немецкие политики подталкивают энергетические компании к укреплению связей с Россией. Бывший канцлер Герхард Шредер даже входит в наблюдательный совет дочерней компании "Газпрома". Все это отражает осознание Западом того обстоятельства, что у России есть ядерное оружие. Россия - это потенциальный кошмар. Россия обладает энергоносителями, в которых нуждается мир. Мы должны держаться Путина как приемлемого партнера и надеяться на лучшее.

Убийство Литвиненко, справедливо названное первым случаем ядерного терроризма, открыло "ящик Пандоры". Мировые СМИ с упоением раскручивают эту историю. У некоторых граждан Великобритании и Германии, имеющих косвенное отношение к истории, обнаружились следы отравления полонием. Следователей со всех сторон подталкивают как можно быстрее выяснить суть произошедшего, и подобные расследования выходят за рамки, в которых их может контролировать правительство, чтобы вовремя закрыть крышку.

Большей угрозой для Путина является написанная Литвиненко книга, в которой он обвиняет российского президента в первородном грехе современной России - серии взрывов жилых домов в Москве и других российских городах в 1999 году. В этих взрывах обвинили чеченских террористов, что позволило действующему президенту Путину начать вторую чеченскую войну и помогло ему выиграть выборы. Вскоре за этим последовала серия убийств, арестов и официальных мер, направленных на прекращение расследования того, были ли взрывы провокацией со стороны правительства.

Когда я в своей колонке пару лет назад провел параллели между карьерами Путина и Саддама Хусейна, многие были шокированы. Саддам пришел к власти после раннего ухода в отставку своего покровителя, который (подобно Ельцину) быстро исчез из поля зрения. Первым действием Саддама было начало войны. И так далее.

Однако по-настоящему значимым аргументом является то, что Саддам стал заложником своих неверных расчетов, в частности, он переоценил власть, которую давала ему иракская нефть, позволяя манипулировать другими правительствами. Возможно, лучшее для Путина - это разыграть свои карты, выложив их на стол перед западным правительством, в надежде, что его прикроют. На прошлой неделе Госдума одобрила законопроект, напрямую предоставляющий президенту право применять экономические санкции против иностранцев.

Организация Jamestown Foundation, которая ведет наблюдение за российской политикой, сообщает: "Предложенный законопроект "О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации" позволяет президенту замораживать торговые контракты, прерывать финансовые операции, запрещать туризм и вводить прочие экономические санкции".

Сенатор Ричард Лугар, который видит, в каком направлении развиваются события, в прошлом месяце произнес в Латвии речь, предлагая НАТО занять позицию, в которой экономические санкции против стран-членов НАТО рассматривались бы как акт агрессии против НАТО.

Поставьте себя на место Путина. Трудно себе представить, каким образом, кроме как за счет удержания власти и попытки использовать ее для контроля окруживших его противников, может он рассчитывать избежать того, что рано или поздно окажется в роли объекта политического или юридического возмездия. Его рейтинги в опросах населения России высоки благодаря возрождающейся экономике, что немаловажно.

Однако убийство Литвиненко могло стать той ниточкой, потянув за которую, можно распустить все полотно. Истинной угрозой всегда была Рязань. Это российский город, где 22 сентября 1999 года жители обнаружили людей, сгружающих мешки с "сахаром" в подвал большого жилого дома. В мешках оказалось взрывчатое вещество гексоген, а в подвал их пытались пронести представители российских спецслужб. Москва заявила, что этот инцидент представлял собой учения, но после этого взрывы жилых домов, в которых погибли 300 российских граждан, внезапно прекратились.

Западные правительства решительно проигнорировали события в Рязани и свидетельства преступления, предположительно проложившего дорогу восхождению Путина к власти. Западные лидеры, возможно, по здравом размышлении, предпочли бы видеть его оставшимся у власти, чем иметь дело с последствиями публичного обсуждения "рязанского дела". Однако в мире невозможно вечно скрывать такую тайну и уклоняться от ее последствий.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru