Острая критика американской военной и оборонной политики, прозвучавшая в речи российского президента Владимира Путина, взбудоражила Вашингтон. Американский министр обороны Роберт Гейтс, во всяком случае, предостерег от возможности новой холодной войны. При этом ЕС ведет себя так, будто этот конфликт его вовсе не касается.
Министры иностранных дел ЕС, которые вчера встречались в Брюсселе, занимались своими обычными делами. Как и было запланировано, они беседовали со спецпредставителем ООН Марти Ахтисаари о будущем Косово, кризисной сербской провинции. Мюнхенский приступ бешенства Путина, можно сказать, прошел мимо них. Хотя у европейцев была причина обратить на него внимание, ведь споры о запланированном строительстве противоракетной базы США затрагивают их непосредственно. Ведь она будет находиться в Польше и Чехии, то есть на территории ЕС. Если этот план все-таки будет претворен в жизнь, русский гнев падет также на новых европейцев. Однако это не единственная причина для беспокойства. Мимо общественности прошел незамеченным тот факт, что Путин усомнился в американо-европейских планах в отношении Косово. Можно предположить, что этот вопрос еще станет причиной очередного внешнеполитического кризиса, гораздо более опасного, чем тема о противоракетной обороне.
Россия угрожает применить свое право вето в Совете Безопасности ООН. И Москва даже имеет для этого неплохие аргументы. При этом только на первый взгляд речь идет о вопросе, должно ли Косово обрести независимость, пусть даже с оговорками, как дипломатично предлагает спецпредставитель ООН Ахтисаари. Фактически эта балканская провинция уже с начала войны НАТО в 1999 года больше не находится под контролем Белграда. Конечно, в Москве это тоже понимают. Поэтому настоящий спор крутится вокруг того, может ли вопрос об отделении Косово быть решен вопреки провозглашенной воли Сербии - и какие последствия данный прецедент может иметь для других кризисных регионов. Россия, ссылаясь на Косово, хочет предотвратить "навязанное решение". Тем самым будет создан прецедент, который может принести проблемы всему миру, говорится в Москве. Министр обороны Иванов на саммите НАТО в Севилье даже говорил о возможности "цепной реакции": независимость Косово может стать сигналом для Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии и других полуавтономных регионов России. Но российские дипломаты в Брюсселе на этом не останавливаются: Северный Кипр, франкоязычная канадская провинция Квебек или Тайвань тоже могут последовать примеру Косово.
До сих пор ЕС мало что мог противопоставить этим утверждениям. Правда, официальные высказывания дипломатов ЕС звучат невозмутимо: Косово - это особый случай, который нельзя проецировать на другие страны, скупо говорят они. План Ахтисаари - это наилучшая гарантия мирного решения проблемы, снова подчеркнул вчера председатель совета министров ЕС и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Однако за кулисами царит нервозность. Тогда как Испания и Словакия, ссылаясь на собственные национальные меньшинства, напоминают об осторожности, Великобритания настаивает на скорейшем принятии решения. Кровавые беспорядки в конце прошлой недели в Приштине свидетельствуют о том, что с принятием решения медлить нельзя, считают британцы.
Мнения расходятся еще сильнее, когда речь заходит о будущих отношениях с Сербией. Правда, вчера министры иностранных дел ЕС договаривались о компромиссной формуле, согласно которой сближение Сербии с ЕС должно продолжиться. Однако за ней скрываются глубокие разногласия, касающиеся будущего курса. Тогда как некоторые страны ЕС готовы сразу начать переговоры с Белградом об ассоциированном членстве, другие ставят условием их начала выдачу сербских военных преступников трибуналу ООН в Гааге. Все это продолжается уже в течение нескольких месяцев - и, как результат, европейцев в Белграде уже практически никто не принимает всерьез. Правда, ЕС объявил о своей готовности гарантировать будущий статус Косово полицейской миссией, на данный момент крупнейшей в его истории. Однако сейчас Евросоюз не имеет настоящего влияния на Белград или Приштину. Тем значительнее становится роль США. Американцы давно определились с независимостью Косово. Более того, похоже, они готовы проигнорировать российские возражения - даже ценой нового кризиса.