В 2004 году Морган Сперлок поставил на уши индустрию фастфуда, выпустив фильм "Двойная порция". Теперь же он обратил взор к внешней политике США и "войне с террором" в картине "Где же этот Усама бен Ладен?".
Особенности предыдущего фильма - попытка лично разобраться в происходящем, непритязательный юмор и камерная операторская работа - сохранены, однако появилась некоторая недосказанность.
"Двойная порция" пользовалась успехом, авторитет Сперлока как продюсера и режиссера теле- и кинофильмов вырос, и наверняка "Где же этот Усама бен Ладен?" вызовет восхищение и интерес. Тем не менее, организация длительного проката может оказаться для корпорации Weinstein непростой задачей: фильмов на ближневосточную тематику в последнее время выходит много. О дате премьеры пока не сообщается. В любом случае, картина может принести немало денег от продаж DVD и телетрансляций.
Основа фильма, то, что толкает Сперлока в погоню за самым разыскиваемым человеком в мире, - стремление сделать мир безопаснее для своего первенца, которого ждет жена режиссера Александра Джемисон.
Воедино фильм связывают анимационные вставки, где Сперлок и бен Ладен в образе героев видеоигры сражаются друг с другом. В этих мультфильмах режиссер рассказывает о своей задаче: побывать в ряде горячих точек Ближнего Востока, разобраться в прошлом бен Ладена и вычислить его местонахождение.
Первая остановка - Египет, где главный террорист мира встал на путь исламского радикализма. Сперлок беседует со студентами, интеллектуалами и обычными прохожими на улицах, пытаясь понять ненависть бен Ладена к США и установить, насколько обычные люди разделяют его взгляды. Одновременно с этим он пробует найти улики, способные указать на местонахождение беглеца. Режиссер одевается в местную одежду и проводит время в компании местных жителей.
Затем Сперлок со своей миссией мира пересекает весь Ближний Восток. Он встречается как с умеренными людьми, так и с радикалами. Посетив ряд мест, где формировалось мировоззрение бен Ладена и где он занимался террористической деятельностью (Израиль, Западный берег Иордана, Саудовскую Аравию, Афганистан и Пакистан), Сперлок узнает, что многие выступают против внешней политики США, но к самим американцам личной неприязни не испытывают.
В действительности, люди во многом стремятся к тому же, к чему и в Америке - они хотят иметь приличную работу, жить в мире и открыть детям дорогу в жизнь. Порой возникают непростые ситуации, и не слишком гостеприимные туземцы напоминают, насколько сильно укоренилось негативное отношение к США. Тем не менее, основная мысль Сперлока: "Почему бы нам не быть друзьями"? В финальных титрах звучит одноименная песня группы War - "Why Can't We Be Friends?"
При том что Сперлок обладает отличным чувством юмора, он плохо разбирается в ближневосточной политике и не способен хорошо о ней рассказать. Он использует на удивление дилетантский подход, а его умозаключения звучат жутко упрощенно. Так, можно отметить, что он совершенно не упоминает о той роли, которую играет в регионе нефтяная политика, каким образом она сказывается на действиях США и как связана с возникновением многих проблем, которые столь поверхностно затрагивает автор.
Как бы то ни было, с помощью небольшой и мобильной съемочной группы Сперлоку удалось отлично поставить кадр, а резкий и умелый монтаж делают фильм еще привлекательнее.
Также по теме:
От гамбургеров к бен Ладену: неужели режиссер нашел лидера "Аль-Каиды"? (The Independent)