Мигранты из соседних республик, которые ранее были для России источником дешевой рабочей силы и сделали возможным строительный бум, обусловленный ростом нефтяной выручки, теперь становятся гуманитарной и политической катастрофой, пишет The Financial Times.
Безработица в России, переживающей самый тяжкий экономический кризис начиная с 1998 года, достигла 7,7%, только в декабре закрылись 500 тысяч рабочих мест. Но эти данные практически не учитывают гастарбайтеров из Центральной Азии, которые работают в основном в строительном секторе, более всего пострадавшем от кризиса. Федеральная миграционная служба насчитывает 8 млн мигрантов в России.
Россия ранее приветствовала, что мигранты выполняют работу, за которую не брались русские, пишет Чарльз Клоувер. Теперь она рассматривает их как потенциальный источник нестабильности. Политики опасаются всплеска преступности, а президент России Дмитрий Медведев недавно напомнил представителям Министерства внутренних дел, что уровень преступности среди граждан "ближнего зарубежья" растет с каждым годом, и велел милиции уделять особое внимание мигрантам.
Сами приезжие тоже нередко становятся жертвами насилия. "Насилие является фактом жизни многих рабочих-мигрантов в России, - утверждает Джейн Бучанан, автор доклада Human Rights Watch о мигрантах в России, опубликованного на этой неделе. - Рабочих пытаются запугать работодатели, к ним жестоки правоохранительные органы, они подвергаются нападениям на почве национальной ненависти - мигранты в России уязвимы на каждом шагу".