"Если у кого-то и есть право возмущаться сочинской Олимпиадой, то у Андрея Мартынова: его дом был конфискован российскими властями, а потом снесен без компенсации, чтобы освободить место рядом с хоккейной ареной, где Россия будет в четверг играть со Словенией", - передают корреспонденты The New York Times Эндрю Крамер и Стивен Ли Майерс.
Мартынов теперь живет в обшарпанном приюте для людей, переселенных из-за реконструкции в Сочи. Однако он выражает то же чувство, которое распространилось - возможно, неожиданно - по всей России с момента начала Олимпиады: безоглядную гордость за свою страну, говорится в статье.
"Подготовка к Сочи была здесь настолько окружена спорами из-за чрезмерных трат, плохого планирования и обвинений в коррупции, нарушении прав рабочих и экологических проблем, что сами Игры казались многим россиянам обреченными на провал, - напоминает издание. - Но сейчас фокус внимания переместился на сами спортивные мероприятия, на чем с самого начала настаивали Путин и его высшие помощники".
"Как и в случае с масштабным "анальгезирующим" прославлением российской истории и культуры на церемонии открытия - в обход таких более мрачных эпизодов, как "красный террор", ГУЛАГ и даже распад Советского Союза, - спортивные баталии, кажется, покорили даже непримиримых критиков Кремля", - пишут журналисты.
"Даже больше, чем само открытие, мне нравится, что все в ленте пишут "какое крутое открытие". Это так мило и объединяюще", - написал у себя в Twitter Алексей Навальный.
Конечно, будущее покажет, каким будет наследие Сочи в длительной перспективе, но теплое приветствие Олимпиады на данный момент дало неожиданный политический результат для Путина, говорится в статье.
Степан Львов, сотрудник российского агентства исследования общественного мнения ВЦИОМ, сообщил, что их предварительные опросы показали скачок рейтинга личного одобрения Путина с прошлых выходных. Как замечают Крамер и Майерс, "это вызвало раздражение некоторых критиков Путина".
Так, Виктор Шендерович сравнил последовавшие за победой Юлии Липницкой патриотические прославления фигуристки с прославлениями немецких спортсменов на Олимпиаде 1936 года в Берлине, напоминает газета.
Стоимость Игр, профинансированных в основном из государственной казны, в конечном итоге затронет каждого российского налогоплательщика, но самое тяжкое бремя легло на плечи жителей Сочи, считают авторы статьи.
"Хотя местные и федеральные чиновники утверждают, что все переселенные сочинцы получили компенсацию, Мартынов заявил, что его семья ее не получила, потому что обнаружились нарушения в оформлении права на собственность", - говорится в статье.
55-летний Мартынов всю жизнь болел за хоккей. Подростком он сам играл в хоккей и проявил достаточно таланта, чтобы участвовать в национальном соревновании "Золотая шайба", пока его не посадили на скамейку запасных из-за травмы колена, пересказывают журналисты. "Всю свою жизнь, по его словам, он любил хоккей, а спорт только причинял ему муки в ответ - и вот теперь его дом разрушен, чтобы освободить место для двух арен, на которых будут проводиться олимпийские матчи".
Так как же он может смотреть здесь хоккей? "Как же я могу не смотреть?" - отвечает он. "Такое происходит один раз в жизни, - сказал Мартынов. - Когда российская сборная выйдет на лед, я буду болеть. У меня нет другой сборной, за кого мне еще болеть?"