Михаил Ходорковский заявил, что не будет пытаться вернуть себе утраченные капиталы, напоминает Reuters. "Но в нынешнем году могут быть приняты решения по двум многомиллиардным искам, касающимся упраздненного ЮКОСа", - пишут корреспонденты Меган Дэвис и Дуглас Басвайн. Бывшие менеджеры и акционеры ЮКОСа продолжают добиваться компенсации от Российской Федерации.
Один иск подан экс-менеджерами ЮКОСа в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Второй - акционерами в Постоянный арбитражный суд в Гааге. По словам информированных источников, решения могут быть приняты в нынешнем году.
"После внезапного освобождения Ходорковского истцы четко заявили, что хотят по-прежнему доказывать свою правоту по делам", - говорится в статье.
Бывший финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор заявил, что поехал в Россию, чтобы "стать частью страны, которая, как я полагал, двигалась в правильном направлении". Но затем Путин "превратился в деспота", и с тех пор в России все изменилось.
Многие восприняли тюремное заключение Ходорковского как предостережение крупным российским бизнесменам, дабы они не совались в политику, и "увертюру к новой эре кремлевского капитализма, во время которой процветали приближенные Путина", как пишут авторы.
Как бы то ни было, после освобождения Ходорковского и Лебедева российское правительство четко дало понять, что милосердие к этим людям никак не повлияет на тяжбы, связанные с раздроблением ЮКОСа.
"Кремль воздержался от комментариев о юридических прениях и перенаправил вопросы в министерство юстиции, которое исключило вероятность любых внесудебных договоренностей", - говорится в статье.
Представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон заявила: "Тяжбы продолжатся в интересах всех акционеров. Освобождение Ходорковского ничего не меняет".
Эксперты полагают: после промежуточного решения ЕСПЧ от 2011 года шансы истцов на полный выигрыш дела в суде невелики.
"Дело кончится компромиссом", - говорит Александер Рар (Германо-российский форум). "Ходорковский и Лебедев на свободе. ЕСПЧ примет политическое решение. Он не станет сажать Россию в колодки", - считает эксперт, игравший закулисную роль в освобождении Ходорковского.
"В решении от 2011 года ЕСПЧ назвал претензии, связанные с налогами, законными, но сказал, что их исполнение нарушало имущественные права ЮКОСа. Суд разрешил ЮКОСу добиваться "справедливого удовлетворения". Истцы из ЮКОСа дожидаются вердикта", - говорится в статье.
Тем временем Group Menatep (ныне холдинг GML) требует в арбитражном суде более 100 млрд долларов. "В иске Россия обвиняется в экспроприации ЮКОСа без компенсации, это самое крупное в истории коммерческое судебное дело", - говорится в статье.
ЮКОС стал популярен у американских инвесторов, когда Ходорковский увеличил транспарентность и добычу, а также стал выплачивать дивиденды. "Десятки тысяч отдельных американских инвесторов, потерявшие свои деньги, требуют 12 млрд долларов компенсации при содействии Госдепартамента. Тяжба в суде для них исключена, так как Москва и Вашингтон не заключали договоров об инвестициях", - говорится в статье.