Кремль делает ставку на активизацию связей с Пекином в целях поиска альтернативы отношениям с Западом. Транспорт, нефть, военные учения - именно так Путин разыгрывает китайскую карту. "Создание стратегического треугольника будет хорошим делом", - считает наш собеседник, ученый из Института Дальнего Востока Российской Академии Наук.
"Совершенно понятно, что вы, западные державы, пристально следите за событиями на Украине, но, чтобы понять действия Путина, вам следует посмотреть и дальше, на Китай". В Институте Дальнего Востока РАН мнение едино: события в Киеве усугубили страх русских перед изоляцией, и Кремль делает ставку на активизацию контактов с Пекином, чтобы обрести стратегическую альтернативу, поскольку отношения с Западом могут оказаться в серьезном кризисе.
"Это не первый выбор Путина, - предупреждает ученый, - но если Соединенные Штаты действительно захотят изолировать Россию и распространить свое влияние от Атлантики до Ирака, включая Кавказ, то китайская карта станет очень ценной. И поэтому Москве, видимо, следует использовать эту карту уже сейчас, чтобы заставить Европу хорошенько поразмыслить над своими дальнейшими планами по расширению".
Возможность стратегического союза между "русским медведем" и "китайским драконом" обсуждается уже много лет. И, как обычно, с большой долей скептицизма. Но новости последних месяцев и последних дней, очень часто игнорируемые на Западе, как кажется, появляются специально, чтобы подтвердить мнение московских аналитиков.
По случаю визита, который Путин совершил в Пекин в октябре прошлого года, Россия и Китай закрыли территориальный спор, длившийся веками, делимитировав с поразительной точностью участок границы протяженностью 4300 км. В конце декабря было объявлено, что во второй половине 2005 года на китайской территории пройдут совместные военные учения, и эксперт Павел Фельгенгауэр сразу же заговорил о "выверенном жесте с целью демонстрации Западу того, что Россия может иметь и других союзников".
Китай, требующий отмены европейского эмбарго, на протяжении многих лет является основным импортером российского вооружения, и теперь, согласно неофициальным данным, которые невозможно проверить, товарооборот между двумя странами с 2 млрд в 2004 году увеличится благодаря китайским заказам до 5-6 млрд.
И потом, есть сибирская нефть. Несмотря на то что Китай обязался инвестировать почти 13 млрд долларов в энергетический сектор и соответствующие структуры в России, создается впечатление, что Кремль решил доставить ему неприятности. В течение нескольких лет решался вопрос о том, кому будет поручено строительство большого нефтепровода, который должен доставлять нефть из Восточной Сибири к побережью Тихого океана, - Китаю или Японии. В итоге решение принято в пользу Токио и в ущерб Пекину.
"Мотивов для принятия такого решения довольно много, - объясняют в Москве, - и они подтверждают тот факт, что Путин не хочет связывать себе руки. Япония - это Запад, через Тихий океан можно достичь США, а ЮКОС, когда еще был в силе, поддерживал вариант строительства трубопровода в Китай".
Но, по-видимому, что-то не сходится: Россия, вроде бы, хочет благосклонности Китая, но потом лишает его чего-то весьма дорогого и желанного? Речь идет, вероятно, о самом показательном проявлении намерений Владимира Путина.
Официальные источники не исключают, что в будущем ответвление этого нефтепровода достигнет территории Китая. Но есть другие моменты, которые касаются ближайшего будущего. В 2005 году Китай получит из России 10 млн т сырой нефти против 6 млн в 2004 году, и в 2006-м гарантированный объем поставок нефти в Китай достигнет 15 млн тонн. Иными словами, объем поставок за два года увеличится более чем вдвое. И не только по этой причине российские железные дороги инвестировали громадные суммы в модернизацию железнодорожного сообщения: объем двустороннего ежегодного товарооборота должен увеличиться на 20%.
Но, по-видимому, этого недостаточно: 30 декабря было объявлено о настоящем "утешительном призе" для китайских друзей. На Западе единодушную обеспокоенность и критику вызвала ликвидация действовавшего весьма прозрачно нефтяного колосса ЮКОС. Его основное добывающее подразделение "Юганскнефтегаз" де-факто перешло под полный контроль российского государства и сольется с новой, опять-таки государственной компанией. Между тем 20% этой компании, как сообщил министр энергетики Христенко, "может быть продано" государственной китайской компании CNPC.
Переговоры, к взаимному удовлетворению, почти завершены, и, как кажется, получили серьезный импульс в последние дни. Президент РСПП Аркадий Вольский одобрил это соглашение, отметив, что "китайцы платят наличными" и что на этот раз наступил черед Москвы говорить: цвет кошки не имеет значения, лишь бы она ловила мышей. Хотя не все наблюдатели видят в участии Китая экономическую целесообразность.
"Для международной деятельности России, - отмечает специалист по Китаю Владимир Портяков, - остается два приоритета: отношения с Западом и отношения с бывшими советскими республиками. Но, если проблемы окажутся слишком сложными по этим двум направляющим, тогда активизация экономических и военных отношений с Китаем может изменить ситуацию. И поскольку очень часто демографическое давление со стороны Китая на русской территории преувеличивается, нет повода бояться Китая".
Еще более откровенным является мнение многих политологов. Китай, говорят они, станет второй супердержавой в мире, единственным соперником Соединенных Штатов. Весь мировой сценарий будет определяться этим новым моментом. Но России не подходит такая биполярность. Путин хочет внедриться в "большую игру" завтрашнего дня и попытаться создать треугольник, на одной стороне которого будет находиться Кремль. Таким образом Путин сможет защититься от злоупотреблений американцев, при этом не жертвуя хорошими отношениями с Западом, включая Америку.
"Создание стратегического треугольника между "русским медведем", "китайским драконом" и "американским орлом", - подчеркивает наш московский собеседник, - было бы полезно для международного баланса сил и отношений между Москвой и Пекином. Но, по мнению некоторых из нас, еще предпочтительнее выглядит квадрат, на одной из сторон которого - Европа".