В мятежной грузинской республике Абхазия прошли повторные президентские выборы, поскольку Кремль с первого раза не хотел признавать победителя
Во второй раз за три месяца жителей Абхазии в среду призвали к урнам, чтобы выбрать президента. При этом победитель в новом раунде был известен еще несколько недель назад: Сергей Багапш. Ведь его оппонент на выборах в октябре получил всего лишь несколько сотен голосов.
Багапш пошел на выборы, заключив странный пакт со своим противников по первому раунду, Раулем Хаджимбой: он собирается сделать его своим премьером. В октябре Багапш явно опережал Хаджимбу, хотя президент Ардзинба выбрал того своим преемником. Когда же победил Багапш, Верховный суд объявил выборы недействительными, вслед за чем сторонники Багапша штурмовали президентский дворец. По мнению некоторых наблюдателей, черноморская республика находилась на грани гражданской войны.
Но тогда в дело вступила Россия - единственная страна, которая вообще признает эти выборы. Как и на Украине, Кремль открыто поддержал кандидата от правящего режима. Президент Путин принял Хаджимбу перед голосованием у себя в дачной резиденции и отправил в Сухими своих политических советников. Однако кампания Кремля имела обратный эффект: обладающие самосознанием гордые абхазы не захотели, чтобы Москва им указывала, кого выбирать. Багапш победил, набрав более 50% уже в первом туре.
Такой "неадекватный" результат вызвал ярость Москвы, и она в ультимативной форме потребовала "корректировки". Сначала Россия прекратила импорт из Абхазии цитрусовых, затем ужесточила контроль на границе, прервала налаженное лишь недавно железнодорожное сообщение и пригрозила закрыть границы. Так абхазы рисковать не могли: их изолированная от мира республика, в которой имеет хождение российский рубль и большинство граждан имеют российские паспорта, полностью зависит от Москвы. Закрытие границ было бы для Абхазии смерти подобно.
Поэтому выборы были повторены по сценарию Кремля. Но почему Россия так сфокусировалась на Хаджимбе, остается тайной Кремля. Ведь все кандидаты на пост президента Абхазии являются заклятыми врагами Грузии и друзьями России. Быть может, Багапш стремится несколько увеличить дистанцию с Москвой, хотя в условиях фактического протектората у него едва ли остается поле для маневра.
Наблюдатели едины во мнении, что в Абхазии Кремль сел в галошу еще откровеннее, чем на Украине (там скоро президентом станет человек, которого в России поносят как опасного националиста).