Поставки российского газа в Европу через Украину так и не нормализовались, мировая пресса следит за ситуацией. Путин волей-неволей подталкивает ЕС к диверсификации источников энергии, считают наблюдатели, а Украина рискует еще сильнее: Европа уже не воспринимает ее как жертву российской несговорчивости, видя коррупционную подоплеку конфликта.
Как сообщает Иан Трейнор в британской The Guardian, российский энергетический гигант "Газпром" пообещал возобновить поставки газа в Европу сегодня утром, через неделю после того, как отключение оставило половину Евросоюза без отопления посреди беспрецедентно холодной зимы. В то же время издание приводит слова Игоря Сечина, вице-премьер российского правительства, что это будет лишь "пробная поставка".
Российско-украинская ссора затянется, так как конфликт уже превратился в тестирование, кто сильнее, рассуждает в журнале Forbes Дэвид Сэттер, автор книги "Предрассветная тьма: взлет российского криминального государства".
"Вдобавок полем сражения является крайне непрозрачный сектор, сформированный коррупцией, особенностями газовой инфраструктуры и нарастающей политической напряженностью в российско-украинских отношениях", - пишет Сэттер. По его мнению, российско-украинская взаимопроникающая сеть коррупции и интриг настолько развита, что стороны не в состоянии внять увещеваниям о пользе прозрачности и честности. "Вся надежда на то, что ЕС диверсифицирует источники поставок в порядке самообороны".
О насущной необходимости разработки плана энергетической безопасности Европы, имеющего целью сократить чрезмерную зависимость от Кремля, говорит и Леонардо Коэн в сегодняшнем номере газеты La Repubblica.
Европа, потребляющая в год до 600 млрд кубометров газа, уже давно пытается диверсифицировать источники его получения, чтобы уменьшить зависимость от России. Согласно исследованиям Кембриджского университета, за последние 10 лет российская квота в поставках газа сократилась с 75 до 40%. Теперь газ поступает также из Норвегии, Алжира, Нигерии, Египта, Катара, Ливии и Омана, говорится в статье. "Газпром" принимает свои меры: чтобы европейцы не обращались напрямую к производителям газа из Центральной Азии, он закупает газ в Азербайджане, Туркмении, Узбекистане и Казахстане (по цене 300 долларов за тысячу кубометров) и перепродает его в Европу (по 450 долларов).
А Европе пока предложено два проекта газопроводов, которые будут напрямую доставлять российский газ, пишет автор, заключая: "Москва - это настоящее, оплаченное звонкими долларами. Европа может стать будущим. Но какой ценой?"
В австрийском издании Die Presse о путях сокращения зависимости от поставок российского газа через Украину и альтернативных источниках энергии размышляет Якоб Цирм. Даже если кризис, аналогичный нынешнему, не повторится, в чем обозреватель сомневается, в следующий раз к чрезвычайной ситуации с поставками газа могут привести какие-либо технические неисправности или атаки террористов, указывает он.
"Чтобы избавиться от дамоклова меча в виде перекрытого газового вентиля, первым шагом должно стать увеличения числа газопроводов", - уверен автор комментария, упоминая "Северный поток" и "Южный поток". Кроме того, продолжает Цирм, следует минимизировать зависимость от России, поскольку "господа Путин и Медведев доказали, что могут, не моргнув глазом, заставить мерзнуть своих покупателей газа на Западе".
Альтернативой поставкам из России стал бы сжиженный газ или, что более реально, газ из региона Каспия через газопровод Nabucco. При этом, подчеркивает журналист, надо отдавать себе отчет по поводу новых поставщиков, ведь с вводом в эксплуатацию Nabucco в игру может вступить Иран. "А разрешать финансировать газовыми евро строительство ядерной бомбы просто немыслимо", - пишет Якоб Цирм.
В заключение автор отмечает, что на фоне последних событий следует увеличить инвестиции в исследования солнечной энергии, расширить область применения энергии воды, а также заново обсудить возможность использования атомной энергии.
The Washington Post упрекает Европу в том, что она затягивает невыгодное для нее положение с газопроводами. Угроза "Газпрома" отключить газ Украине - это один из ежегодных ритуалов в жизни Европы, типа возвращения аистов с зимовки, иронизирует обозреватель Энн Эпплбаум. Главное во всей этой истории - отсутствие единой политики ЕС в энергетической сфере и по отношению к России, считает журналистка.
"Газпром" до сих пор заключает контракты с европейскими газовыми концернами поодиночке, а Путин проводит политику "разделяй и властвуй", предоставляя особые условия Италии, подкупая политиков в Германии и перекрывая газ Украине", подчеркивает журналистка. По ее мнению, тактика сработала: в нынешнем году Брюссель особо не обеспокоило отключение света в детсадах Болгарии.
Вместо создания воистину надежной системы газоснабжения большинство европейских государств довольствуется импровизированными мерами предосторожности, сетует автор. Они ведут себя так, словно полностью зависят от "Газпрома", хотя в действительности российская сторона не менее нуждается в доходах от сбыта газа. Когда, наконец, Европа очнется? - вопрошает Эпплбаум напоследок.
Еще одно американское издание, The Washington Times, утверждает, что требования Москвы к Украине в ходе газового спора объясняются не только алчностью, а суть кризиса не исчерпывается темой газа. "Москва дает понять Киеву, Евросоюзу и США, что Украина должна остаться в российской сфере влияния и не смеет вступать в НАТО", - пишет Ариэль Коэн.
Украина поставила себя в уязвимое положение сама, продолжает автор: ей давно следовало диверсифицировать источники энергоносителей, покончить с коррупцией и модернизировать собственную энергетику. Еще хуже, что Киев не сформировал последовательную политику по отношению к России, так как сомнительные посредники типа Rosukrenergo, по некоторым сведениям, до октября 2008 года "подмазывали" высокопоставленных чиновников с обеих сторон. По мнению автора, Кремль разжигает газовый кризис, чтобы дискредитировать в глазах электората и Ющенко, и Тимошенко, а заодно и Украину в целом в глазах европейцев.
Россия сегодня утром должна возобновить поставки газа в Европу, но не исключено, что в последний момент она передумает, сообщает Tribune de Genève. Европейские страны вынуждены сократить потребление газа, и на наиболее радикальные меры пошла Словакия, объявившая о возобновлении работы ядерного реактора, закрытие которого было одним из условий вступления страны в ЕС, информирует издание.
Почему Москва ведет газовую игру, пытает разобраться корреспондент Фредерик Лавуа, опираясь на мнение политолога Маши Липман. Этот спор носит одновременно коммерческий и политический характер, но в первую он все-таки коммерческий. "Украина хочет платить меньше за российский газ, тогда как Россия хочет получать больше, тем более что две страны серьезно пострадали от экономического кризиса", - приводит издание слова политолога. Такое поведение контрпродуктивно и иррационально: желая показать Европе необходимость ускорения строительства "Северного потока", Владимир Путин рискует подтолкнуть ее к диверсификации своих источников энергии, считает Липман. Украина рискует еще сильнее, утверждает она: Европа уже не воспринимает ее лишь как жертву российской несговорчивости.
The Financial Times рассказывает о влиянии газового кризиса на конкретную страну в материале "Болгары пересматривают связи с Москвой". Кризис заставил многих болгар поставить под вопрос прочные контакты с Москвой, пишут авторы статьи Керин Хоуп, Томас Эскритт и Нил Макдональд.
"Это было как откровение для болгар", - заявил Илиян Василев, бывший болгарский посол в РФ.
В понедельник правительство Болгарии объявило, что намерено обратиться за финансовой помощью к ЕС. Болгария на 100% зависит от России в газовой отрасли, напоминает издание. Она намерена попросить у Брюсселя срочно предоставить ей 400 млн евро на строительство двух трубопроводов, которые свяжут ее с Румынией и Грецией.