Немецкая Frankfurter Allgemeine опубликовала интервью с Ангеликой Нуссбергер, новым судьей Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
Судью волнует свобода средств массовой информации в Европе, и основания для этого у нее имеются. Речь идет о новом законе о СМИ, принятом недавно в Венгрии. К сожалению, Страсбургский суд не может оперативно реагировать на новые законы, замечает Нуссбергер. "Мы не корпус быстрого реагирования", но, если дело доходит до принципиального решения, суд может занять весьма однозначную позицию. Страсбург, продолжает она, всегда подчеркивал, что у СМИ есть "функция сторожа", что "разнообразие мнений и плюрализм имеют для демократических государств большое значение". Суд досконально проверяет, каким образом это гарантируется, и насколько те или иные ограничения необходимы в демократическом обществе.
Другой вопрос, поднимавшийся в интервью, - это нарушение прав человека в России. Говорить о том, что Европейская конвенция о правах человека в России не действует, означало бы погрешить против истины, считает Нуссбергер, по крайней мере, проблем с выплатой компенсаций, как правило, не возникает. Гораздо более проблематичным является неисполнение писаных законов, говорит она. Нуссбергер приводит следующий пример: допустим, законом предусмотрено открытое ведение процесса, но сплошь и рядом для общественно важных процессов выделяются крохотные залы, что заведомо ограничивает количество присутствующих. "Это касается также процессов, за которыми с большим вниманием следят во всем мире", - добавляет она.
При этом российскую систему правосудия критикуют не только в Страсбурге - о претензиях к ней говорит и российский президент Дмитрий Медведев. Правда, добавляет Нуссбергер, в России мало что делается, чтобы ее изменить.