Россия возложила всю ответственность за авиакатастрофу, в которой погибли президент Польши и еще 95 человек, на польскую сторону, пишет The Wall Street Journal. "Россия утверждает, что главком ВВС вошел в кабину самолета в нетрезвом состоянии и потребовал от экипажа совершить посадку в условиях густого тумана", - сообщают корреспонденты Ричард Будро и Марцин Собчик.
В среду польские официальные лица назвали выводы российского комитета однобокими и высказали свои возражения. "В декабре в ответе на предыдущий, предварительный вариант доклада польские власти написали, что записи с борта самолета не доказывают, будто государственные деятели, летевшие этим рейсом, приказали летчикам совершить посадку. Также польская сторона написала, что Россия не предоставила доказательств наличия алкоголя в крови главкома ВВС", - говорится в статье.
Со своей стороны, российские чиновники утверждают, что экипаж боялся реакции президента Леха Качиньского: если бы самолет ушел на запасной аэродром, президент опаздывал на церемонию исторической важности.
Спорные выводы расследования провоцируют напряженность в польско-российских отношениях, которые, казалось, улучшились после всплеска сочувствия россиян к жертвам катастрофы.
"Официальные лица обеих сторон еще несколько месяцев назад признали, что причиной катастрофы стало решение идти на посадку в неблагоприятных погодных условиях в аэропорту, где имелось лишь самое примитивное навигационное оборудование. Но в Польше, которая в советский период роптала на господство Москвы, ожидали, что Россия в какой-то мере признает общую вину за это решение", - пишут авторы. Однако авторы доклада МАК не выявили никакой вины смоленских авиадиспетчеров и сотрудников аэропорта, отмечает издание.
"В письме польской стороны от 19 декабря, отвергающем выводы России, сказано, что российским авиадиспетчерам следовало закрыть Смоленск-Северный и отправить самолет в другой аэропорт. Письмо гласит, что конечную ответственность несет начальник аэропорта, допустивший, чтобы экипаж, проигнорировавший рекомендации, все-таки попытался зайти на посадку", - пишет газета. Польша запросила видеозапись из диспетчерской Смоленска-Северного, российская сторона ее не предоставила. Глава технической комиссии МАК Алексей Морозов в среду сказал, что по российским законам пилоты международных рейсов сами решают, совершать ли посадку в российских аэропортах.