С тех пор как Владимир Путин выпустил Михаила Ходорковского, не утихают споры о том, сможет ли некогда богатейший человек России вернуть себе часть состояния и какую роль он сыграет во все более многочисленных судебных тяжбах за остатки отобранной у него бизнес-империи, пишет The Financial Times.
"После ареста Ходорковского власти России начали расследовать деятельность ЮКОСа на предмет неуплаты налогов, в итоге в 2007 году признали концерн банкротом и распродали его российские активы конкурентам, главным образом нефтяной госкорпорации "Роснефть", - говорится в статье. - Однако активы ЮКОСа за пределами России остаются вне досягаемости российских властей, под контролем двух зарегистрированных в Нидерландах защитных структур. Управляющие ими бывшие менеджеры ЮКОСа также ведут несколько судебных разбирательств в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), голландских судах и судах других юрисдикций, чтобы добиться возмещения убытков, причиненных в результате принудительной конфискации и защитить оставшиеся активы от попыток "Роснефти" прибрать их к рукам".
В этом году менеджеры ЮКОСа ожидают решения ЕСПЧ по иску о признании нефтяной группы банкротом. В то же время зарегистрированная на Гибралтаре компания GML (главный акционер - партнер Ходорковского Леонид Невзлин), осуществляющая управление зарубежными активами ЮКОСа, ожидает решения Арбитража в Гааге по вопросу о взыскании с РФ свыше 100 млрд долларов.
В интервью независимому телеканалу "Дождь" Невзлин заявил, что "получил жесточайший отпор", когда попытался рассказать Ходорковскому о делах группы: "Ему это неинтересно. Таким образом, разговоров о бизнесе и финансах у нас с ним не получилось".
Однако по России гуляют слухи, что Ходорковский, пообещавший не бороться за утраченное состояние, попытается заключить сделку с Путиным: уладит дело в Гааге в обмен на освобождение Платона Лебедева и Алексея Пичугина, пишет автор статьи.
Впрочем, партнеры Ходорковского решительно исключают возможность отзыва иска. "Группа под руководством Тима Осборна намерена добиться победы в этом процессе и добиться компенсации от Российской Федерации, независимо ни от чего, - заявил в эфире "Дождя" Невзлин. - В первую очередь, группа должна выиграть суд. Если суд будет выигран и средства будут начислены, тогда можно о чем-то разговаривать".