У экономического спада в России есть оборотная сторона, потенциально имеющая важные последствия для волатильной внутриполитической ситуации в России, считает обозреватель Foreign Policy Рейд Стэндиш. По данным ФМС, количество трудовых мигрантов, въезжающих в Россию, уменьшилось на 70% по сравнению с тем же периодом прошлого года. "Это может стать подарком для громогласного, ксенофобского, периодически прибегающего к насилию националистического движения в России", - говорится в статье.
Год от года численность мигрантов в России росла, что провоцировало стычки между российскими этническими славянами и новоприбывшими, преимущественно выходцами из Центральной Азии. И все же мигранты стремились в Россию, где экономические перспективы были намного лучше, чем у них на родине. Экономики центральноазиатских стран стали сильно зависимы от денежных переводов своих граждан, работающих за границей.
После обвала рубля в 2014 году эти переводы обесценились почти наполовину. Многие мигранты остаются на родине и не едут в Россию.
Между тем российское правительство начало "завинчивать гайки", когда во многих регионах страны усилилась ксенофобия. В последние полгода введены новые ограничения для легальных мигрантов.
В ситуации, когда многие граждане не едут на заработки за границу, в Центральной Азии возможен всплеск политической нестабильности, считает автор.
После экономического кризиса 2008 года в России заглох строительный бум, и мигранты вернулись в Киргизию, напоминает он. "Недовольные отсутствием экономических возможностей, они при содействии беспринципных политиков начали кампанию уличных протестов и в апреле 2010-го свергли коррумпированное правительство Бакиева", - пишет автор.
Теперь новое поколение безработных рабочих возвращается в страны Центральной Азии, где царят коррупция и экономический застой. Если по соседству с Россией будут свергнуты еще несколько правительств, российскому премьеру Медведеву придется волноваться из-за других ситуаций, заключает автор.