После операций в двух чеченских поселках мы услышали самокритику и даже извинения
Шесть лет назад президент Путин предложил новый план окончания затянувшейся войны в Чечне. План казался простым.
Он решил резко сократить численность российских войск в регионе. И передал задачу по уничтожению оставшихся чеченских повстанцев Федеральной службе безопасности, преемнику КГБ. Прежде за это отвечала армия.
Но план не сработал.
Сегодня Россия как никогда глубоко увязла в сепаратистской республике. Высокопоставленные чиновники переживают тяжелые последствия операции по ?зачистке?, прошедшей на прошлой неделе в двух деревнях на западе Чечни. Общественность в очередной раз задает вопросы о нарушениях прав человека, совершаемых правительством в Чечне.
?Очевидно, что у Путина есть политическая воля продолжать, - говорит Оксана Антоненко, директор отдела России и Евразии Международного института стратегических исследований в Лондоне. - Путин сочтет задачу выполненной, когда Чечня перестанет попадать на первые страницы газет?.
Но она добавляет, что все разговоры о близком завершении являются преждевременными. В прошлом году, когда в республике воцарилось временное затишье - хотя повстанцы продолжали минировать дороги и устраивать засады, в результате чего российские войска по официальным данным теряли 150 военнослужащих в месяцах - Москва мало что сделала для того, чтобы создать учреждения и установить правила, гарантирующие мирное существование для населения.
?То, что делают российские войска - совершенно незаконно, - говорит Антоненко. ? Путин убежден, что необходимо ликвидировать всех чеченцев, принимавших участие в войне. Точка?.
3 и 4 июля, после того, как пять российских милиционеров погибли, подорвавшись на мине, российские войска провели операции по обезвреживанию в поселках Ассиновская и Серноводск. Было задержано более тысячи мужчин и мальчиков, их избивали и грабили, а некоторых пытали электричеством.
Российские войска регулярно проводят такие операции, называемые ?зачистками?, делая вид, что проверяют документы и пытаются найти среди жителей боевиков. В прошлом многие из задержанных умирали.
Но масштаб последней операции вызвал беспрецедентный взрыв негодования.
Командующий российскими вооруженными силами в Чечне генерал-лейтенант Владимир Молтенской говорил о ?массовых преступлениях, совершенных при проведении паспортной проверки? в этих двух деревнях. Это является неслыханной доселе самокритикой со стороны армии. Российское информационное агентство ?ИТАР-ТАСС? процитировало его слова, сказанные офицерам, о том, что проверка проводилась ?неправомерным образом, был нанесен значительный ущерб, а потом участники притворились, что ничего не знают об этом?.
Чтобы после этой операции четыре местных промосковских администратора не покинули своих постов, Виктор Казанцев, представитель Кремля в регионе, публично извинился перед пострадавшими и попросил у них прощения.
Несмотря на слова министра внутренних дел Бориса Грызлова о том, что проверки были ?жесткими, но необходимыми? и проводились законно, Казанцев пообещал, что российские военные, ответственные за нарушения, будут наказаны в течение недели.
Назначенные Москвой чеченские чиновники перечисляют подробности нарушений: в частности военные украли $2000, отложенные на зарплату учителям, бросали гранаты в классы местной школы.
По словам пророссийского администратора Чечни не был пойман ни один боевик, не было найдено ни одной единицы оружия.
?В настоящее время антитеррористическая операция ведется в отношении мирного населения, а не против бандитов, - заявил Кадыров. - Эти непродуманные и преступные действия нанесли ущерб нашим усилиям по повышению уровня безопасности и создания условий для возвращения беженцев?.
Местные правозащитные группы говорят, что грабежи имеют большое значение для низкооплачиваемых российских военнослужащих. Беженцы описывают систему взяток. Те жители, у которых все бумаги в порядке, чтобы выйти на свободу должны заплатить по 200 рублей. Нерезиденты платят от 500 до 1000 рублей.
?Создается впечатление, что старшие офицеры не способны контролировать это беззаконие, потому что никого не наказывают ни за какие преступления?, - сказала Татьяна Касаткина, директор российской правозащитной группы ?Мемориал?.
В результате создалась обстановка безответственности, которая препятствует разрешению чеченского конфликта.
?Не пытайтесь найти какое-либо решение о проведении подобных зачисток, принятое на высоком уровне, - объясняет Анна Политковская, российская журналистка ?Новой газеты?, часто работающая в Чечне. - Они не принимают таких решений. Они лишь решили позволить армии делать в Чечне все, что ей угодно. Военное начальство считает, что самый лучший способ ?восстановить мир? в Чечне - это регулярно устраивать такие акции ?сдерживания?.
В прошлом году многие цитировали слова Путина, обещавшего ловить чеченских боевиков и ?мочить их в сортире?.
Эксперты говорят, что для того, чтобы восстановить прочный мир необходимо решить проблему ответственности за поведение на поле боя. В России - где, помимо чеченской проблемы, до сих пор не проведена правовая реформа - мало кто рассчитывает на быстрое улучшение ситуации.