В России, где вырос человек, зарезавший в дрезденском суде египтянку, нападения на почве расовой ненависти стали почти что будничными, пишет постоянный автор Der Tagesspiegel Эльке Виндиш, добавляя, что только за первое полугодие 2008 года было совершенно более 170 преступлений на почте национальной неприязни, в результате которых погибли 80 и ранены 200 человек. При этом, отмечает издание, жертвами становятся не только выходцы с Кавказа, из Центральной Азии или студенты с неславянской внешностью. За свою жизнь должны опасаться также грузины и армяне, хотя они исповедуют христианство.
По мнению российских этнопсихологов, эксперты, которые увязывают рост исламофобии в России с психологическими травмами вернувшихся с войны в Чечне солдат, все несколько упрощают. Как утверждают ученые, Россия и в XXI веке будет чувствовать себя единой нацией только перед лицом большой опасности. В мирное время жители разных регионов с трудом находят подход друг к другу, говорится в статье. Финансовый кризис на фоне неблагоприятного социального контекста способствует росту ксенофобии, замечает автор.
По словам Натальи Рыковой из Московского бюро по правам человека, в России практически нет книг и фильмов, которые выступали бы за терпимость. Зато издается около 100 газет, пропагандирующих ксенофобию. РПЦ, со своей стороны, не пытается дистанцироваться от пропагандистов правых взглядов.
Ксенофобия, предостерегает Рыкова, полностью не отторгается российским обществом - примером тому могут служить приговоры тем, кто совершил преступления на почвы межрасовой ненависти. Нередко симпатии присяжных оказываются не на стороны жертвы, а на стороне преступников.
Даже такой лояльный к власти член Общественный палаты, как Николай Сванидзе, требует от российских властей провести наконец четкую границу между здоровым патриотизмом и национализмом, отмечает в заключение автор.