"До летнего перерыва в заседаниях, то есть в самые ближайшие дни, российский парламент должен принять решение по целому ряду законов, которые можно будет применить против оппозиции и критически настроенных СМИ, - как считают критики, для этого они и предназначены", - говорится в комментарии Михаэля Людвига, обозревателя Frankfurter Allgemeine Zeitung.
У режима есть повод для беспокойства: рейтинги Путина, по данным различных опросов, в Москве упали ниже 40%, в провинции они тоже снижаются, хотя и держатся в районе 60%. Кроме того, по данным одного из последних опросов "Левада-центра", большая часть населения прогнозирует, что протесты не ослабнут.
Первым ударом властей, по словам автора, стало ужесточение закона о собраниях, принятое в начале июня. В частности, новые правила предусматривают высокие штрафы для организаторов митингов в случае правонарушений со стороны толпы.
Затем, напоминает журналист, "Единая Россия" выдвинула инициативу по изменению закона о НКО. Смысл проекта, который планируется принять на этой неделе, состоит в том, что российские НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие деньги из-за рубежа, под угрозой высоких денежных штрафов и существенных тюремных сроков принудят к занесению в особый реестр Минюста в статусе "иностранных агентов". Автор отмечает, что это понятие с советских времен практически равнозначно понятиям "шпион" или "враг", и эта трактовка за последние годы только укрепилась из-за антизападной пропаганды.
"Третьим в списке законодательных ответных ударов стала на первый взгляд вполне разумная попытка остановить распространение детской порнографии в интернете и законодательно защитить детей и молодежь от сетевой пропаганды суицида и потребления наркотиков", - продолжает автор. По словам Людвига, возражения критиков заключаются в том, что намеренно расплывчатые нормы и введение возможности составления "черных списков" "вредных сайтов", подлежащих блокировке, откроют дорогу интернет-цензуре. Автор напоминает, что интернет, в особенности социальные сети, стал самым важным средством массовой информации для критически настроенной общественности и необходимым инструментом организации гражданских инициатив.
Последним на данный момент ударом автор называет законопроект о возвращении в Уголовный кодекс статей об оскорблении и клевете с санкциями до пяти лет лишения свободы. По словам автора, в прошлом это уже "зарекомендовало себя как отличный инструмент для применения дисциплинарных мер к критически настроенным журналистам": только за последние три года около 800 журналистов были осуждены за распространение порочащих сведений, большинство из них - в провинции и в основном по заявлениям государственных служащих.
Россияне сомневаются в том, что дух противоречия можно будет снова запереть в бутылке с помощью драконовских законов и предстоящих уголовных процессов против демонстрантов, говорится в статье. Кроме того, осенью на губернаторских и думских выборах в некоторых регионах, кроме политического, может проявиться и социальное недовольство. Автор полагает, что оно может привлечь к протестам и тех, кто оставался в стороне от политики, поскольку и провинциалов не оставит равнодушным тот факт, что повышение тарифов на ЖКХ и электроэнергию чувствительно бьет по семейному бюджету.